9 февраля исполнилось бы 75 лет Юрию Ковалю - самому поэтическому прозаику.
...Между узорных морозных ветвей сжался в комок озорной воробей.
Даже сорока трещать перестала,
валенок где-то сорока достала.
Спрятался в будке ушастый Барбос.
- Брр, до чего же ужасный мороз.
Юрий Коваль появился на свет в Москве 9 февраля 1938. А в октябре 41-го Юра эвакуировался с мамой в Саранск. 1 сентября 1945-го пошел в школу № 657. После школы поступил на факультет русского языка и литературы МГПИ и почти сразу занялся литературной деятельностью, печатался в институтской многотиражке. По распределению он оказывается в степной деревне Емельяново (Татария), где, стремясь облегчить своим ученикам освоение грамматики, начал писать смешные рассказы на запоминание правил. Этот опыт лег в основу его будущей писательской деятельности, а сама деревня и ее обитатели стали прототипами героев многих произведений Коваля.
Вернувшись в Москву Юрий Коваль продолжает учительствовать и одновременно публикует первые литературные опыты в журналах «Огонек», «Смена», «Мурзилка», «Пионер».
В это же время выходят его первые детские книги в издательстве «Малыш» «Станция «Лось» и «Слоны на луне», параллельно он пишет первое крупное прозаическое произведение - повесть «Алый», которая неожиданно оказалась настолько трагически-прочувствованным, щемящим повествованием, что с нее начинается не только открытие Коваля - писателя, но и новый для детской литературы уровень разговора о взаимопониманиях человека с животным.
Повесть была экранизирована, и инсценирована на радио, и многократно переиздавалась.
Его многолетнее сотрудничество с Т.А. Мавриной привело к появлению ряда совместных работ - «Стеклянный пруд», «Заячьи тропы», «Журавли», «Снег», «Бабочки», «Жеребенок».
Может быть, поэтому писательскую манеру Юрия Коваля отличает чисто художническое чувство композиции пространства и цветовоздушной среды: «Мокрый березовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю. За темными березами я увидел рыжее пятно - медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь, она была такая, яркая, будто вобрала в себя всю силу осени» («Стеклянный пруд»).
Большинство произведений Коваля зрительным рисунком, неуловимо напоминают деревенский эпос. Маленькие герои писателя не уступают взрослым в рассудительности и самостоятельности, а взрослые нередко наделены детской непосредственностью чувств и чистотой. Ковалю удалось написать о жизни в ее самых нежных и невыразимых прикосновениях.
О том, что на секунду касается нас и отлетает, а мы, застигнутые врасплох, не успеваем порадоваться этому.Книги Коваля пользуются огромной популярностью не только у детей и подростков.Есть у писателя и «взрослая проза - рассказы «Красная сосна», «Когда-то я скотину пас...», «Чайник» и др. Событием в русской литературе стал роман «Суер-Выер», увидевший свет после смертиЮрия Коваля.
Многие произведения писателя переведены на европейские языки, китайский и японский. Однако литературная деятельность не исчерпывает всех граней таланта Коваля. Он был еще художником, причем не менее ярким, самобытным и разноплановым чем писатель.
Самые известные книги: Юрия Коваля «Недопесок», «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов», «Самая легкая лодка в мире», остаются популярными среди юных читателей.