Эдвард МункК 155-летию со дня рождения Эдварда Мунка отделом литературы по искусству подготовлена персональная книжная выставка под названием «Искусство как объяснение жизни и ее смысла». 

Эдвард Мунк (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Сложно переоценить значение его творчества и влияние художника на современное искусство. Творчество Мунка многогранно, ведущими темами, волнующими мастера, были темы смерти, одиночества, но при этом и жажды жизни.

Книжная выставка сформирована таким образом, чтобы как можно более полно осветить гений знаменитого норвежца. Теоретическим аспектам и характеристике основных направлений модернизма и его части - экспрессионизма посвящены несколько изданий из выставочной подборки, иные издания сосредоточены на фигуре и личности самого художника. Дополняют выставку альбомные издания с репродукциями работ замечательного норвежского мастера. 

Глубокий, вдумчивый анализ экспрессионизма и мозаики искусства модерна читатель найдет в работах В. М. Полевого «Двадцатый век», Дж. К. Аргана «Современное искусство, 1770-1970», «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» - сборнике статей под ред. В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. В этих изданиях не только тщательно раскрывается экспрессионизм и его место в эстетике и философии модерна, но и дается обширный перечень имен предшественников стиля, основоположников и ведущих представителей. Разумеется, свою нишу в характеристике экспрессионизма занимает и Эдвард Мунк, которому посвящены страницы в данных изданиях. 

Книги Э. Гомбриха «История искусства» и М. Холлингсворт «Искусство в истории человека» принадлежат к числу самых известных книг об искусстве. Эти издания — прекрасный проводник в мире искусства. Читателю открывается вся его многообразная история: от древнейшей наскальной живописи до современных художественных экспериментов. Данных авторов характеризует прежде всего простота языка и особая ясность изложения материала: здесь читатель найдет превосходные иллюстрации, рисунки, исторические карты, таблицы и даже словарь специальных терминов. Отдельное место в обоих изданиях отведено и Эдварду Мунку, с чьей творческой биографией читатель сможет ознакомиться в разрезе общего течения художественной жизни эпохи. 

Книга Р. Стеренсена под названием «Эдвард Мунк» из серии «Жизнь в искусстве» создана близким другом и коллекционером работ норвежского мастера. Именно близость и стала причиной живости и правдивости литературного портрета художника. После дружеских встреч с Мунком автор книги стенографировал диалоги, ставшие затем частью книги,  и такой близкий взгляд помогает читателю понять своеобразный, а порой и противоречивый характер искусства художника, во многом объясняют специфику его произведений. Не только личность мастера становится главным героем этого произведения, но и современная Мунку Норвегия с ее атмосферой и культурной жизнью раскрывается на страницах книги.

Этой же атмосфере Севера посвящена глава из следующего издания нашей выставки. Замечательная книга Петра Вайля «Гений места» раскрывает характер и личность героев через культуру, природу  страны, их воспитавшей или оказавшей значительное влияние на становление. «Гений места» - это сборник литературно-художественных эссе, глубоко раскрывающих связь человека с местом его обитания. Часть книги об Эдварде Мунке описывает не только волнующие северные пейзажи, но и проводит читателя путем таинственных и извилистых фьордов души художника: от биографических пассажей к экспрессивным холстам.

Еще одно издание на выставке - малоформатный альбом М. И. Безруковой «Эдвард Мунк. Живопись. Графика», посвященный творчеству выдающегося норвежского художника. Репродуцируется 38 его работ: графика, живопись,  которые дают представление об эволюции творчества этого оригинального мастера. «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать» - так утверждал Мунк. На примере приведенных репродукций  читатель сможет проследить, как именно меняется творчество художника: от импрессионистического видения в раннем творчестве сквозь символизм к экспрессионизму. Во введении к альбому автором дан подробный биографическо-искусствоведческий анализ творчества художника.