Исследование по итогам XIV регионального конкурса детских творческих работ «Письмо ровеснику», ежегодного тематического конкурса в рамках долгосрочного проекта «Сумка почтальона».

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашу повседневную жизнь наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Современная молодёжь существует в мире электронной культуры. Они живут в Интернете: у них виртуальная любовь, дружба, и даже свои эмоции они выражают электронным языком - смайликами.

А как же дети? По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Обращает на себя внимание неумение детей играть «вживую». Современные дети и хотели бы научиться таким играм, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Во дворе их не видно, да и родители этого боятся, как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками, где он находится под присмотром взрослых.

Да, современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми. Но это не значит, что нынешние дети хуже или лучше сверстников из прошлого. Они просто другие!

Каков же внутренний мир псковских ребят? Чем они увлекаются, какие книги читают? Об этом поведали их письма ровесникам.

По условиям конкурса «Письмо ровеснику» его участники должны были представить в литературной номинации авторские работы в форме писем реальному или воображаемому сверстнику, в которых они рассказывают о себе, о своей жизни, об увлечениях, о друзьях, любимых книгах и т.д. В художественной номинации - работы, содержащие эскизы почтовых марок.

На конкурс поступило свыше двухсот работ, выполненных детьми и подростками от 7 до 18 лет из городов Псков и Велики Луки и из 17 районов области: Гдовского, Усвятского, Себежского, Печорского Куньинского, Локнянского и др.

Хочется отметить, что ребята обрадовались возможности написать «настоящее» письмо, поделиться своими мыслями. Полина из Пскова сетует на то, что большинство друзей проводят свободное время за компьютером, предпочитая виртуальное общение реальному: «Мы постепенно превращаемся в роботов без чувств и эмоций, забываем свой красивый язык, свои обычаи и традиции..». Софья из г. Порхова считает, что писать письма намного интереснее и загадочнее: «Я с нетерпением жду, когда прилетит ко мне твоё письмо. Всегда волнуюсь, открывая конверт...»

В литературных работах участники чаще всего рассказывали о своих семьях, школьной жизни, творческих занятиях, о путешествиях, домашних животных.

Каждое письмо - это захватывающая история: веселя - о путешествии, печальная - со счастливым концом. Анастасия из д. Старосокольники рассказала о страничке из своей жизни - как попала в детский дом с младшими сестрёнками. Но желания исполняются, нужно только верить! Девочки вновь обрели Дом и Семью: «У нас лучшие на свете папуля и мамуля. Мы их очень любим и любим наш уютный дом. Я признаюсь, что я счастливый человек. У меня для этого всё есть».

Да, родительская любовь способна творить чудеса. Так, Полад из Локни пишет о том, какая у них дружная семья. Сестра окончила школу с золотой медалью, а они с братом участвуют во многих школьных олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места. Папа лечит животных, а мама отлично готовит. Лучше всего у неё получаются национальные блюда и выпечка. С каким восхищением автор письма пишет о красоте Псковского края, сравнивая его с природой родной Грузии: «Наша деревня находится в живописном уголке России, на реке Ловать. Здесь хорошо, особенно летом, можно ловить рыбу, купаться. Рядом лес, где много грибов и ягод. Надо увидеть всю эту красоту! В Грузию мы ездим к бабушкам и дедушкам. Реки там неглубокие и очень холодные. Вода в них течёт с гор».

Ребята в своих письмах рассказывали о своих мечтах и планах. Алексей мечтает опуститься на дно океана и исследовать затонувшие корабли. У него есть заветное желание - получить награду клуба знатоков, «Хрустальную Сову». Яна изучает литературу о фотографии и хочет посвятить свою дальнейшую жизнь этому направлению. Ульяна в рассуждает о том, каким должен быть учитель. Она твёрдо решила посвятить себя воспитанию будущего поколения. В мире существует свыше трёх тысяч профессий, но Виктория убеждена, что своё будущее свяжет с медициной.

Еще одна Виктория увлекается биологией. Следствием увлечения стала ученическая научная работа о растениях родной Порховской крепости. За достижения, связанные с этим исследованием, ей достался билет в необыкновенное путешествие в город Ярославль на молодёжный форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». В первый день форума победители слушали лекции знаменитых профессоров России, выступления известных людей, например, Валентину Терешкову. Знакомились с проектами ребят, экспериментами, основывающиеся на современных технологиях. Можно было выбрать кластер для последующей работы: «Технология движения», «Технология энергии», «Технология материалов» и другие.

Авторы писем рассуждают и о значении книг в жизни человека. Книга - это не просто блок бумаги, она имеет силу, которую постичь может не каждый. Это и источник знаний и умений, и друг. Маргарите из Великих Лук в процессе чтении нравится фантазировать, представлять героев, обстановку. Поэтому книги она любит больше, чем кино или театр. Как говорил Ридли Скотт: «Лучший в мире кинозал - это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу».

Анна из Пскова рассказала об истории мальчиков-сирот, живших во времена Великой Отечественной Войны, которая описана в непростой по сюжету книге В. Кунина «Сволочи». Были организованы засекреченные диверсионные школы и туда попадали трудные подростки. Подготовленных ребят отправляли на ответственные задания. Примером тому - отправка в Румынию, где нужно было уничтожить штаб немцев. «К чему это письмо, спросишь ты? Я хотела показать, что даже из таких парней-сирот, которые выросли на улице и воровали, чтобы как-то выжить в то непростое время, получились герои, которые способны отдать свои жизни за Родину.

Эмилия в свободное от учёбы время и в выходные находит минутку для чтения. Своим сверстникам она советует прочитать книгу «Зильбер. Первый дневник сновидений», её автор Гир Керстин. Эта фантастическая история о четырёх друзьях, которые с помощью магии попадают в сны других людей. «Как связаны события, случающиеся со мной в реальной жизни, с тем, что происходит во сне? Я очень хочу разгадать все эти загадки».

Оля, студентка Псковского колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, увлекается фэнтези и романами. Её любимые авторы - Джон Р.Р. Толкин, написавший знаменитую трилогию «Властелин колец», и Харуки Мураками - японский писатель, самым знаменитым произведением которого является роман «Норвежский лес».

Шестнадцатилетняя Алёна, прочитав произведение «Приговор» Ф.Кафки, заинтересовалась биографией автора: «Я с упоением стала читать статьи, содержащие факты о его жизни. Это удивительная личность. После такого чтения хочется ещё больше ценить то, что имеешь, радоваться жизни, замечать прекрасное в каждом прожитом дне. Идите в библиотеку, советую!».

Жюри конкурса порадовали работы, где упоминается любимая сельская библиотека: «Я часто хожу в библиотеку. Там есть музей, где можно увидеть ступу, прялку, старые утюги. В библиотеке я читаю журнал «Дог», в котором узнаю о породах собак и их повадках, как ухаживать за своими питомцами. У нас дома три собаки. Мы взяли их из приюта».

Олег с бабушкой и дедушкой любят гулять в лесу. Они берут с собой собаку Дика, ведь он большой и с ним не страшно. «По дороге мы заходим в сельскую библиотеку. В ней я беру книги по внеклассному чтению. Мне понравилась книга В. Осеевой «Волшебное слово». Прочитай её обязательно! Мы обменяемся мнениями об этой книге».

Большинство ребят, принявших участие в конкурсе, посвящают свободное время любимому занятию. Девочки - музыке, танцам и декоративно-прикладному искусству. Можно согласиться с высказыванием автора письма о том, что вязание крючком, как и занятие музыкой, требует много терпения, усидчивости и вдохновения: «Если настроение весёлое, то получаются забавные зверюшки, апельсиновые и цветочные деревья, наряды для кукол и многое другое». Ведь так приятно подарить близкому человеку бусы, сделанные своими руками!

Многие мальчики занимаются футболом. Так, Ивана из Палкинского района не пугают трудности: «Вставать приходилось в шесть утра, затем с папой на тракторе доезжать до железной дороги и на поезде ехать до Пскова в футбольный клуб «Стрела». Благодаря спортивному образу жизни у меня нет времени на всякие глупости».

Некоторые подростки говорят о волейболе как о своем любимом виде спорта, который учит работать в команде, развивает быстроту реакции.

Ребята гордятся своими наградами и достижениями. Михаил из посёлка Белорусский завоевал уже 16 медалей по тхэквондо. Последняя награда - серебряная медаль на Международном турнире, который проходил в Санкт-Петербурге в феврале 2016 года, а Ярослав получил чёрный пояс, став намного сильнее и выносливее.

Кто-то из ребят увлекается своим хобби пять-десять лет, а кто-то совсем недавно полюбил бисероплетение.

Встречаются письма с описанием яркого события в жизни, как, например, весточка Кати из Подберезья, которая за заслуги в учёбе получила путёвку во Всероссийский детский центр «Орлёнок». Каждый день пребывания был насыщен различными мероприятиями: квесты, концерты, эстафеты, спорт-часы, мастер-классы, кружки: «Я посещала кружок «Охота на лис», где познакомилась с азбукой Морзе, правилами ориентирования на местности. Город Сочи - это и парк современных аттракционов. Я каталась на американских горках, а самым захватывающим был «Квантовый скачок». Или письмо псковички Дарьи о том, как она случайно посетила конный клуб и подружилась с таким вольным существом, как лошадь: «Теперь моя жизнь наполнена яркими красками и впечатлениями! С любимым Опалом можно поговорить обо всём».

Что хотят видеть ребята на почтовых знаках, можно узнавать из работ, поступивших на конкурс. Среди эскизов почтовых марок немало настоящих шедевров, отлично выполненных рисунков, с любовью запечатлевших славные места и особенности малой родины, знаменитых людей, природу.

Марка - это редчайшая вещь, издается небольшими экземплярами. Если вернуться 158 лет назад, когда появилась первая российская почтовая марка, то узнаем, что на ней был изображён отечественный герб на фоне мантии, увенчанной короной. Сегодня на конверты клеят и портреты знаменитостей, и детские рисунки, а несколько лет назад в России выпустили марки не только с изображением фруктов, но и с их ароматом.

Ребята из Себежского района нарисовали фауну и флору заповедника: морошку, бруснику, чернику, клюкву, сосну и др. Величавый лось, хитрая лиса, пугливый глухарь, гордый чёрный аист, забавный «бандит в маске»-енот смотрят с рисунков, словно живые.

Нарисовано много эскизов марок с изображением храмов, церквей. Вадим с любовью пишет о главной достопримечательности своего края церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Коровск. Этот храм стоял уже тогда, когда Иван Грозный воевал с ливонцами. На погосте рядом с храмом даже сохранились древние каменные кресты тех времён.

Участники из Гдовского района изобразили Свято-Державный Димитриевский собор, Храм Петра и Павла в деревне Ветвеник, Часовня у Трутневской пещеры, Собор Державной Иконы Божией Матери. Порховчане рисовали Средневековую каменную крепость, Храм Рождества Пресвятой Богородицы и др.

Немалое количество работ пришло с изображением портретов героев Советского Союза: Александра Матросова, Константина Заслонова, Александра Шарикова, Маншук Маметовой, ветерана Великой Отечественной войны К.Э. Бржушкевича. Эскиз почтовой марки героя Отечественной войны 1812 года «П. П. Коновницын» получил диплом I степени.

Просматривая работы, присланные на конкурс, можно заметить, что ребята пытливые, ищущие себя, исследователи. Подростковый период - это первые шаги на пути к взрослой жизни. Это период первых постановок целей, период определения жизненных ценностей. Со временем многое в них может поменяться, но фундамент закладывается уже сейчас. Желание принять участие в творческом конкурсе, несомненно, говорит об активности жизненной позиции, желании проявить себя, поделиться тем, что умеешь, о чем думаешь.

Все участники конкурса получили благодарственные письма, а победители - дипломы и подарки. Лучшие работы были представлены на выставке в областной библиотеке для детей и юношества им. В.А.Каверина.

Пашкевич Татьяна Владимировна,

главный библиотекарь сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством

отдела координации деятельности библиотек области ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»

 

 

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных