Краеведение

Бархатова, Л. Не под замком и не за стеклом / Л. Бархатова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 5. – С. 37-42. – (Познай свой край).

Создаваемые в библиотеках Калужской области этнографические мини-музеи (музейные комнаты, этнографические уголки и экспозиции) становятся культурными площадками, которые посещают местные жители и приезжие гости. Представленные экспонаты включают письменные источники (архивные материалы, книги, журналы), изделия промыслов и ремесел, а также уникальные народные костюмы, аудио- и видеозаписи.

Библиотекари ведут активную поисковую краеведческую работу, результаты которой представляются на областных и районных конференциях.

В основной части статьи описываются существующие музеи в библиотеках различных районов области.

Частухина, Е. Фестиваль в уездном городе С.  / Е. Частухина. ‒ Текст непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 8. – С. 62-63. – (Познай свой край).

Двухдневный фестиваль краеведческой книги состоялся на базе библиотек г.Сарапула и заключался в организации работы творческих площадок для всех возрастных групп в разных микрорайонах города.

Отмечается, что главным событием фестиваля стала состоявшаяся в Центральной городской библиотеке им. Н. Крупской презентация нового сборника «Жернова» (издан в рамках проекта «Память Сарапула»), повествующего о политических репрессиях 1930-1940-х гг.

                                                                                              

Качество услуг

Диаманти, О. Зависит ли посещаемость от качества услуг? / О. Диаманти. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 8. – С. 59-61. – (Статус – вузовская).

Анализ данных социологического анкетирования, состоявшемся на базе Омского государственного технического университета, проведенного Научной библиотекой университета.

Мониторинговое исследование было проведено с целью оценки степени удовлетворенности качеством услуг. На основе данных исследования были выстроены графики, показывающие зависимость показателей качества услуг от посещаемости библиотеки.

 

Повышение квалификации

Ганина, С. Преемники Рубакина / С. Ганина. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 5. – С. 22-25. – (Курс на развитие).

О стратегии по развитию и поддержке чтения, выработанной Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской, с целью ослабления оттока читателей из общедоступных библиотек и подразумевающей обеспечение комфортных условий пребывания пользователей на всех площадках библиотеки, выстраивание партнерских отношений и достижение информационной открытости.

В ключе выполнения поставленных целей стратегии ведется работа по обучению и подготовке квалифицированных кадров. Во всех районах области прошли мастер-класс «Чтение: поддержка и развитие», профессиональный тренинг «Книжное ядро публичной библиотеки», лаборатория текста «Читаем вместе», консультации «Современные писатели – детям», областные конкурсы для специалистов.

Корнеева, О. «БиблиоИзюминки» на ярмарке идей / О. Корнеева. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 6. –  С. 18-21. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).

Мероприятие по обмену опытом среди сотрудников муниципальных библиотек Тульской областной универсальной научной библиотеки было проведено в форме ярмарки-форума «Библиоизюминки», девизом которого стал слоган «Предлагай! Выбирай! Используй!».

В ходе мероприятия были представлены проекты и техники, способствующие привлечению читателей в стены библиотек. Приведем примеры: представление образцов поделок, изготовленных из ветхих книг; презентация Книжного дерева как своеобразной площадки при организации Дня книгодарения; разработка идеи «Праздника молодежного искусства Art-Open-Air», реализация проектов «Мы этим именем живем, мы этим именем гордимся» и «Вернисаж как форма привлечения детей и подростков к чтению».

Программы, проекты, планирование

Кудрявцева, Г. Здесь протекают родники духовности / Г. Кудрявцева. ‒ Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 7. – С. 27-29. – (Грани сотрудничества).

О проекте «Духовных книг божественный родник», реализованном Яранской центральной районной библиотекой (Кировская область) совместно с Яранской православной церковью, предпринимателями и жителями района.

В рамках проекта был проведен анализ состава и использования книжного фонда раздела «Религия» в фондах библиотек района, предпринимателями были оформлены подписки на газеты и журналы и закуплены издания по теме.

В девяти сельских поселениях были организованы передвижные выставки «Русь святая! Храни веру православную!» и «Сокровенный мир православия».

В городском парке г.Яранска был реализован проект «Нескучный парк», в рамках которого в летнее время все могли почитать книги и журналы.

В рамках межрегионального фестиваля книги «Весна в Яранске» была организована работа многочисленных площадок, мастер-классы, встречи с писателями и поэтами.

 Лобова, В. Формуляр действует с 1 июня / В. Лобова.  ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 6. –  С. 59-62. – (Планета чтения).

Программа «Читающий бульвар: 90 дней с книгой» была реализована специалистами Липецкой областной юношеской библиотеки в период летних каникул. Так, каждую среду на бульваре перед библиотекой проводились мастер-классы, познавательные викторины, веселые игры и конкурсы. Программа включала в себя проведение подвижных игр, конкурсов и загадок в программах тематических недель (например, Сказочная неделя, Экологическая неделя, неделя «Цветами улыбается земля» и другие).

 Мельникова, В. Приходите всем классом / В. Мельникова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 8. – С. 30-33. – (Грани сотрудничества).

Специалисты Курганской областной детско-юношеской библиотеки совместно с учебными заведениями работают по программе «Основы информационной культуры школьника», которая включает проведение уроков библиографической грамотности на разные темы (например, «Справочно-поисковый аппарат книги», «Периодические издания как вид информационных ресурсов», «Интернет как источник информационных запросов» и др.).

С 2017 года библиотекой осуществляется акция, целью которой ‒ формирование правильного образа мышления в плане информационной грамотности.

Совместно со школами города библиотекой реализуется краеведческий проект «Знай наших!», подразумевающий проведение литературных уроков, издание книжек-малышек под общим названием «Родное».

Поздеева, Т. Как удвоить привлекательный рубль? / Т. Поздеева. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 8. – С. 34-37. – (Курс на развитие).

Представлены социальные программы Муниципальной информационной библиотечной системы г. Благовещенска.

Литературный сквер для читающей молодежи был обустроен на деньги, полученные в рамках поддержки гранта. Культурно-досуговая площадка служит не только местом для свободного книгообмена, но и местом встречи писательской организации Амурской области.

На средства гранта была также обустроена территория спортивного интеллекта, основная цель реализации которой стало повышение грамотности населения в ходе самостоятельных занятий физической культурой и спортом путем создания на территории библиотеки спортивной площадки, дополненной специальными уличными книжными шкафами с литературой о здоровом образе жизни и методическими указаниями.

Далее в статье приводится краткое описание и суть проектов, также получивших грантовую поддержку информационной библиотечной системы.

Попова, Н. А. Общение вокруг чтения / Н. А. Попова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 8. – С. 18-22. – (Культурный код).

О проекте «Общение вокруг чтения», основными целями которого стали: сотрудничество городских учреждений культуры и образования, совместное конструирование уроков; организация живого общения с современными писателями, что в свою очередь стимулировало бы к чтению даже нечитающих детей; ненавязчивое влияние на читательский интерес детей и подростков; создание условий для реализации творческого потенциала учащихся.

Сухова, Л. Проект как просьба о прощении / М. Резванова, Л. Сухова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 5-6. – С. 22-26. – (Работа с читателями).

О реализации проекта гимназии г. Сергиев Посад (Московская область), в ходе которого была проведена «Благотворительная акция-презентация «Нельзя не читать, нельзя не купить!» (на ней была представлена книга И. Бродского «Баллада о маленьком буксире», а также проведена встреча с представителями фонда «Подари жизнь», круглый стол «Что для меня – благотворительность …»).

Второй масштабный проект гимназии был посвящен 80-летнему юбилею гимназии и назывался «Юбилей как проект».

Проект «Возвращение. Имя героя – гимназии № 5» с подзаголовком «Проект как просьба о прощении» стал учебно-исследовательским, краеведческим, его партнеры – архивы и музеи.  В ходе проекта была систематизирована информация о герое - участнике Великой Отечественной войны А.И. Алексееве.

 

Работа с читателями

Варганова, Г. Библиотеки игрушек в зарубежных странах / Г. Варганова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 8. – С. 4-7. – (Культурный код).

Статья посвящена истории создания, а также основным моделям организации и функционирования библиотек игрушек в разных странах (США, Кипр, Голландия, Бельгия). Рассматриваются источники финансирования, основные направления деятельности этого типа библиотек.

Книжное бинго. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 7-8. – С. 40-42. – (Работа с читателями).

Бинго - книжное лото, для игры необходимо подготовить карту. Она включает 25 ячеек с заданиями. Для выполнения каждого из них необходимо прочитать 25 книг за три месяца. В ячейке обозначено только задание, а книгу, отвечающую этому заданию, участники игры подбирают сами. Цель игры – заполнить 25 клеток в бинго-карте. После этого вручается приз.

Приведем примеры некоторых заданий для осеннего бинго:

  1. Книга, в которой больше 500 страниц.
  2. Уютная книга.
  3. Книга со вкусным рецептом.
  4. Книга об искусстве.
  5. Длинное название.
  6. Пьеса.
  7. Нарисованная история.
  8. Романтическая история.
  9. Книга с осенним настроением.
  10. Мифы и легенды.

Санкина, Л. В творческом тандеме / Л. Санкина. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 6. –  С. 18-21. – (Дела издательские да читательские).

Библиотекари Алтайской краевой детской библиотеки осуществляют культурно-просветительскую деятельность, направленную на интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Дети имеют возможность пообщаться с авторами произведений в рамках проекта «Писатели Алтайского края – детям».

С 2005 г. издаются указатели по творчеству писателей региона, при подготовке к их изданию используются материалы из фондов разных библиотек края.

Также было принято решение издавать и сами литературные произведения писателей, поскольку была отмечена их острая нехватка в фонде библиотек. Сначала писатель предоставляет свою рукопись, затем иллюстратор создает картинки, делается полная верстка макета и ведутся переговоры с типографией.

Для продвижения изданий в рамках проекта для коллег из муниципальных библиотек готовятся видеоролики, в которых сам автор представляет свое произведение. Таким образом, в рамках проекта было издано 25 книг.

В День детской краеведческой книги на Алтае (ежегодно отмечается 27 мая) проходит краевая сетевая акция, способствующая продвижению краеведческой литературы. Проводятся мероприятия, позволяющие не просто только ознакомиться с произведениями, но и прочувствовать их содержание.

Во время акции «Охотники за автографами» детские писатели присылают по почте в библиотеку открытки со своими автографами и пожеланиями читателям, которые затем вкладываются в книги, выдаваемые читателям на дом.

В заключение рассказывается о Музее детских писателей Алтая, который был открыт в 2011 г. в библиотеке.

Эркаева, Г. Дети полюбят чтение, если … / Г. Эркаева. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 7-8. – С. 22-24. – (Работа с читателем).

Представлены тридцать способов сделать детское чтение увлекательным занятием. Излагаются советы, которые касаются непосредственно самого процесса чтения, а также содержание заданий для выполнения после прочтения литературных произведений.

 

Культурно-досуговая деятельность

Морковина, А. «Лукоморье» на карте есть! / А. Морковина. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 5. – С. 58-59. – (Культурно-досуговая деятельность).

Театр «Лукоморье» на карте есть!» был создан в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина с целью популяризации сказочных героев, разнообразия читательской активности пользователей библиотеки. Представления театра являются неотъемлемым элементом программы Недели детской и юношеской книги, «Библиосумерек».

Сначала зрители сами приходили в библиотеку на спектакли театра, а затем было решено самой труппе театра выходить со спектаклями за пределы библиотеки (при этом важным было создание легко собираемый реквизит для спектаклей). Опыт создания ширмы и изготовления кукол был представлен в выпущенном специалистами библиотеки пособии «Кукольный театр книги как способ привлечения к чтению».

Скурлова, И. Когда простой рисунок становится волшебным / И. Скурлова. ‒ Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 7. – С. 67-69. – (Культурно-досуговая деятельность).

Клуб любителей сказок «Песочный кот» работает во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи. Занятия проводятся в группах численностью до семи человек профессиональным психологом.

В статье приводится краткое содержание некоторых занятий клуба и их структура. Например, на первом занятии детей знакомят с правилами поведения. На каждом занятии ведущий - психолог зачитывает авторское произведение психологов библиотеки, главным героем которого является Песочный котенок, который сталкивается с различными трудностями. После беседы по прослушанной сказке дети рисуют иллюстрации к сюжетам на специальном столе с песком.

Обзоры, круг чтения

Кургаева, Ю. Ю.  Пан или пропал? / Ю. Ю. Курогаева. ‒ Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 9. – С. 37-39. – (Чтение).

В статье рассмотрены актуальные проблемы и тенденции круга чтения старших подростков. Также представлены основные противоречия между «положительными» и «отрицательными» явлениями подросткового чтения.

О новых книжках – в одном абзаце. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 5-6. – С. 34-35. – (Остров Сокровищ).

На новом рекомендательном сервисе «Лiхтар» (его адрес в Интернете https://www.bookfest.by/ru/lihtar) можно ознакомиться с аннотациями, написанными на новые книги, изданные в России.

Топольская, А. Загляните на сайт / А. Топольская. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 7-8. – С. 12-13. – (Внутренняя работа).

Образовательный интернет-проект «Полка» включает представление произведений русской литературы, которые повлияли на историю и развитие языка, мысли и общества. Список из ста восьми представленных на сайте книг художественной прозы был сформирован по результатам опроса писателей, литературоведов и преподавателей литературы.

Материалы сайта – это последовательность вопросов и ответов, которые возникают у читателей.

На странице каждой   книги можно заполнить форму, представив свой вопрос.

Во второй части статьи представлены разделы данного проекта: «Книги», «Списки», «Эксперты», «Поиск».

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!