Приближается 6 июня – Пушкинский день России. Исполняется 223 года со дня рождения поэта. В этот день отмечается еще и другой праздник – День русского языка.

Что мы можем предложить детям и подросткам, чтобы они открывали «живого» Александра Сергеевича, с которым можно «поговорить», вчитываясь в стихотворные и прозаические произведения? Интересные интерактивные события!

Формы и названия мероприятий

- историческая экспедиция «Путешествие в Лукоморье» (читаем «Песнь о вещем Олеге», знакомимся с историческими событиями, фольклором восточных славян, древними легендами и преданиями, которые легли в основу баллады).

- литературная игра по сказкам “Это чудо знаю я”

- интерактивное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

- импровизированный спектакль «Сказка про Александра Сергеевича Пушкина (Автор А. Шевченко, текст прилагается)

- выставка рисунков «…И строчка каждая рисунком хочет стать!»

- литературная игра с элементами театрализации «За ученым котом в сказку русскую войдем»

- квесты «Загадки А.С. Пушкина», «Встречаемся у Лукоморья»

- квиз «И дуб зеленый, и рыбка золотая»

- литературный батл «И строчки Пушкина звучат…» 

- викторина «И какое в свете чудо?»

- фотозона «Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений»

- театрализованный литературный праздник «Вовка в Тридевятом царстве, в пушкинском государстве» (сценарий в приложении)

- чтение-обсуждение рассказа Б. Алмазова «Пирожное для Пушкина» (текст – в приложении

- лингвистическое путешествие «Как Пушкин русский язык изменил». Скачать книгу М. Улыбышевой 

 

Онлайн акция «С днем рождения, Александр Сергеевич!»

Коллеги, участвуйте! Приобщайте к участию ваших читателей!

В преддверии дня рождения великого поэта мы обращаемся к творчеству А.С. Пушкина и вспоминаем пушкинские рифмы. Тема региональной онлайн акции 2022 года: «Везде передо мной подвижные картины» (строчка из стихотворения «Деревня», написано в 1819 году в Михайловском).

Акция проводится с 26 мая по 6 июня, это даты рождения Пушкина по старому и по новому стилю.

Давайте посмотрим взором поэта на окружающую природу, на жизнь вокруг нас – и в памяти возникнут знакомые строки. Сделайте фотографию с зарисовкой картины природы или сюжета из жизни (реального или постановочного) с пушкинской цитатой, подходящей по смыслу к изображению на фотографии.

Все участники получат электронные сертификаты.

Для участия в акции необходимо:

  • Сделать фото
  • Привести пушкинскую цитату, подходящую к изображению на фото
  • Разместить фото и цитату на своей странице или странице учреждения с хэштегами #СДнемРожденияАлександрСергеевич2022#Каверинкаи заполнить анкету
  • В случае возникновения вопросов обращайтесь в сообщения группы #СДнемРожденияАлександрСергеевич2022
  • Материалы будут размещены в группе акции

Погружайтесь в мир любимого поэта и расширяйте собственный мир!

Методические идеи для работы

Необычную и очень интересную информацию мы встретили на ресурсе

Мы сделали обзор этой информации, немного изменили ее, адаптировали для библиотек и дополнили своими решениями

1. «С днем рождения, дорогой Александр Сергеевич!»

По условиям игры каждый должен произнести хотя бы одну пушкинскую строчку, когда до него по кругу дойдет очередь. Кто остановился и замолчал – выбывает за круг. Чтобы вернуться обратно, нужно отыграть какой-нибудь фант… 

2. «Ура – у Пушкина день рождения!»

Игра в словарь. Надо расстелить на полу или подвесить плакат с изображением огромного «родословного» древа Пушкина… На полосках бумаги с буквами алфавита нужно написать любые слова (можно несколько вариантов), связанные с жизнью Пушкина (имена его родных и друзей, героев его книг, места, где он жил, предметы быта). И «Пушкинский словарь» будет готов. Некоторые буквы (например, Щ и Ё) могут остаться без подходящих слов…

3. «Пушкин в городе»

Находите у поэта те строки, которые вспомнились или «рифмуются» с каким-то городским пространством, 1‒6 июня пишете их мелом на асфальте, а потом выкладываете фото этой надписи в любой соцсети с хэштегом #пушкинвгороде. Важный момент: писать что-то, не навязшее у всех на зубах.

Фактически, это городская игра: бродишь по улицам и не знаешь, где встретишь стихи. А потом вдруг встречаешь где-нибудь на асфальте набережной: «Я вижу берег отдаленный...», или в парке: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», или просто у дома: «Я вас люблю, ‒ хоть я бешусь…», а где-то: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». И понимаешь, что рядом с тобой есть люди, для которых Пушкин сегодня ‒ вот такой. А у тебя ‒ совсем другой. Или такой же?

4. «Пушкинские версты»

Игра с перемещением в пространстве или во дворе библиотеки/в сквере - с «почтовыми станциями», «станционным смотрителем» и «подорожными». Станций может быть шесть - по числу мест, значимых в пушкинской жизни: «Москва», «Царское Село», «Крым и Кавказ», «Михайловское», «Болдино», «Петербург».

В начале путешествия «станционный смотритель» выдает каждому участнику его «подорожную» – сложенный пополам лист бумаги, куда за неожиданные, интересные или просто точные ответы вписываются пройденные версты (в виде нарисованных полосатых верстовых столбов), после чего путешественник получает право ехать до следующей станции.

На станции “Москва” - карточки с именами: Александр, Ольга, Николай, Антон, Вильгельм, Мария, Иван, Павел, Абрам, Осип, Наталья, Татьяна, Евгений, Григорий. Каждому участнику предлагалось назвать как можно больше людей с такими именами, известных нам из биографии и произведений Пушкина. Так возникает необычная и довольно пестрая компания – российские императоры, домочадцы поэта, его друзья и знакомые, герои его книг.

На станции «Царское Село» на столе разложите ворох рисунков – знаменитая «пушкиниана» художницы Нади Рушевой. Нужно описать, какие моменты жизни поэта здесь изображены…. Еще вариант – рисунки из книги Е. Двоскиной «Пушкин с нами».

На станции «Михайловское» расположите карточки с изображениями «дуба зеленого», «кота ученого», «русалки на ветвях», «холма лесистого», «трех сосен», няни Арины Родионовны, дома поэта, усадьбы. На других карточках – пушкинские строки, посвященные тому, что на изображении («вот холм лесистый, над которым я часто сиживал недвижим…», «подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», «храни селенье, лес и дикий садик мой, и скромную семьи моей обитель …» и т.д.). Задача – соединить картинки и текст.

5. «Я пишу: «Дорогой Пушкин!..”» 

Сюжетно-ролевая игра под названием «Дуэль Пушкина»:

- Представьте, что о предстоящей дуэли Пушкина с Дантесом знали не только сами дуэлянты, их секунданты и еще пара человек, имена которых хранит история. В курсе был еще один человек. Как вы думаете, кто это был?

- Пущин? Даль? Наталья Николаевна? Няня?

- Нет. Этот человек – вы. Вам предстоит на несколько минут стать современником этих событий. Ваша задача: написать письмо Пушкину, в котором вам необходимо уговорить его отказаться от дуэли…».

6. «Шляпа Пушкина»

В шляпу (цилиндр!) кидают записки – с буквами, затем - со словами. Игроки располагаются по кругу и по очереди тянут из шляпы билетики. В первом туре нужно по буквам назвать героев произведения Пушкина. А во втором туре каждый по очереди изображает слово средствами пантомимы.

Например, буквы из «Сказки о царе Салтане»: Ц, Б и Г – царь Салтан, белка, Гвидон; Ш – шмель; Л – Лебедь; Е – ель; П ‒ пушки; Ч – Черномор и т.д.

И слова: ветер, кораблик, бочка, царь, лебедь и др.

7. Книги в помощь

Марина Улыбышева «Как Пушкин русский язык изменил»
Художник Александр Яковлев
Издательство «Настя и Никита», 2017

В книге Марины Улыбышевой ставится важная задача – объяснить читателю, что главной заслугой Пушкина является создание «нового русского языка». Поэт кардинально изменил русский литературный язык ‒ пренебрегая «приличиями», иронично отбивая атаки как приверженцев «иностранщины», так и ревнителей «исконности», сломал границы стилевого разделения языка, смешал высокий и низкий стили. Это был по-настоящему революционный переворот в языке. Поэтому творчество Пушкина является своего рода точкой отсчета в истории отечественной литературы.

Объяснить все это ребенку гораздо труднее, чем рассказать факты биографии великого человека. В биографии всегда присутствуют те или иные сюжетные истории, а пойди выстрой сюжет, связанный с революцией в языке! Да так, чтобы он захватывал. Поэтому автор идет по пути описания «анекдотических примеров» ‒ цитат, которые наверняка покажутся смешными современному ребенку: посмотрите, как говорили, как выражались, как писали стихи!

Вот строки из стихотворения Тредиаковского:

Зде сия, достойный муж, что Ти поздравляет

Вящия и день от дня чести толь желает…

 

А вот Ломоносовские строки:

Когда заря багряным оком

Румянец умножает роз…

«Багряное око», – поясняет автор, – звучит так, как будто речь идет о подбитом глазе…». (Ну да. Если ты знаешь, что такое «багряное»).
Чтобы продемонстрировать новый подход Пушкина к языку, Марина Улыбышева разбирает лексический состав хрестоматийного отрывка из введения к поэме «Руслан и Людмила»: слова «златая» и «песнь» относятся к высокому стилю, а слова «леший бродит» – к низкому, они бытовали тогда в крестьянской речи.

Правда, какие-то языковые особенности, существовавшие в начале ХIХ века, вряд ли покажутся современному ребенку настолько же проблемными, как описывает их автор. Подумаешь, смешивали дворянские дети русские слова с французскими! Подростковый сленг сейчас просто забит словами, заимствованными из английского. А уж сколько неологизмов, основанных на английских терминах, возникло в связи с интернетизацией нашей жизни! И нет ничего диковинного или разрушительного в том, чтобы сказать: «совершим-ка променад». Может, в этом выражении содержится некоторая доля иронии, но его можно считать вполне устоявшимся.

Анна Рапопорт «К Пушкину в Лицей»
Художник Александр Яковлев
Издательство «Качели», 2018

Тоненькая с виду книжечка историка культуры и музейного педагога Анны Рапопорт «К Пушкину в Лицей» удивительно объемная по содержанию. В ней рассказывается о Лицее – уникальном российском учебном заведении, в котором Пушкин учился шесть лет и где во многом сложился как человек и поэт. Анна Рапопорт когда-то работала в лицейском музее экскурсоводом, и текст книги несет отпечаток этого опыта.

Материал мастерски отобран и скомпонован и отличается, что называется, визуальной «подачей»: у читателя возникает ощущение, что он действительно переходит из одного помещения Лицея в другое, а экскурсовод обращает его внимание на портреты и предметы, сообщая о них интересные факты и подробности.

Вот так выглядело Царское Село, так - пространство для фехтования, это дортуар, комната лицеиста, библиотека располагалась в коридоре, соединявшем Большой зал Лицея с дворцовой церковью. И взгляните, какие здесь были книги, на множестве языков! А так выглядел физический класс (у Пушкина, вроде бы, не было особых способностей к математике, даже наоборот, но спустя годы во взрослой его библиотеке оказалось довольно много математических книг). Это портреты преподавателей Лицея. А это - портреты друзей Пушкина. Как же по-разному и часто драматично сложились их судьбы!

Иллюстрации художника Александра Яковлева все к месту и по делу. В тексте перечислены предметы, находящиеся в дортуаре - и на картинке мы видим именно их, причем «расставленными» точно так, как в реально существующем музее.
Каждый год 19 октября, в день открытия Лицея, в музее собираются все, кому дорого имя поэта.

Заканчивается книжка цитатой из песни Юлия Кима, посвященной Пушкину-лицеисту.

Елена Литвяк «Пушкин и Лицей»
Художник Елена Поповская
Издательство «Настя и Никита», 2020

Книга историка и педагога Елены Литвяк тоже посвящена лицейским годам Пушкина, но адресована детям помладше. В ней меньше дат, имен и фамилий, и чуть больше живых бытовых деталей. Эта книга тоже погружает в атмосферу Лицея – но уже не музейного, а такого, каким он был в годы обучения Пушкина.

Ребенок-читатель как будто оказывается одним из подопечных этого удивительного учебного заведения, однокашником еще не тех знаменитых деятелей истории и культуры, чьи имена известны всем, а мальчишек – Саши Пушкина, Антона Дельвига по прозвищу Тосенька, Вильгельма Кюхельбекера по прозвищу Кюхля.

Вот мы вместе с лицеистами играем в снежки накануне первого учебного дня, вот переживаем по поводу отметок, а вот «подслушиваем», как переговариваются в ночи Пушкин и Ваня Пущин. И при этом узнаем о первых литературных шагах Пушкина - сочинении стихов на уроках математики и работе над рукописными газетами. 

Живости книге добавляют и иллюстрации, на которых лицеисты занимаются своими мальчишескими делами, знакомыми любому ребенку их возраста: бегают по коридорам, сверяют домашние задания, катаются по лестничным перилам… 

Приложения

 Юлий Ким, «19 октября»

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей.

          А.С. Пушкин

На пороге наших дней

Неизбежно мы встречаем,

Узнаем и обнимаем

Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,

Пылких клятв и долгих встреч!

Свято дружеское пламя,

Да не просто уберечь,

Да не просто уберечь.

Все бы жить, как в оны дни -

Все бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви,

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня,

Девятнадцатого дня.

Но судьба свое возьмет,

По-ямщицки лихо свистнет,

Все по-своему расчислит -

Не узнаешь наперед.

Грянет бешенная вьюга,

Захохочет серый мрак.

И спасти захочешь друга

Да не выдумаешь как,

Да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней,

В перепутьях общежитий,

Ты наш друг, ты наш учитель

Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине,

Вольнодумной глубине.

 

 «В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве»

Театрализованный литературный праздник

 Звучит музыка, в зал входят дети.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о великом русском поэте А.С. Пушкине и его замечательных сказках, которые вы знаете и любите.

Родился А.С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве в имении помещика Сергея Львовича Пушкина. У Александра были брат Лев и сестра Ольга, с которой он очень дружил.

Маленький Пушкин вел себя, как все дети: то был молчалив, ленив, вял то, наоборот, - шаловлив и резв, порой не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Александр горячо любил свою бабушку, Марию Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него перед родителями. Была у них дома няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок и прекрасно умела рассказывать их. От нее Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Именно от Арины Родионовны маленький Саша впервые услышал про избушку на курьих ножках, сказку о мёртвой царевне и семи богатырях. В одном из стихотворений он вспоминает о тех преданиях, которые ему рассказывали перед сном.

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дышу, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Со слов няни Пушкин записал в специальную тетрадь 7 сказок: сказку о царе Салтане, о попе и работнике его Балде, о Лукоморье. А вот историю о царе Берендее Пушкин отдал В. Жуковскому, который использовал её в своей поэме. Друзья Пушкина очень любили Арину Родионовну – она угощала их пастилой и благословляла. Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами.

А вы хотите совершить путешествие по пушкинским сказкам? Давайте закроем глаза, произнесём волшебные слова и посмотрим, что произойдёт.

(Гаснет свет. Звучит волшебная музыка. На сцену выходит Вовка с ноутбуком)

Вовка: Ой, куда это я попал?

Ведущая: Этот мальчик не знает, куда он попал! А вы, ребята, знаете? (Дети отвечают) Правильно, в библиотеку! (Вовке) Как тебя зовут?

Вовка: Я Вовка из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». А это кто? (Показывает в зал)

Ведущая: А это школьники. Они пришли, чтобы совершить путешествие.

ВОВКА: Путешествие? Вот здорово! Это я люблю. А куда?

ВЕДУЩАЯ: В Тридевятое царство, в пушкинское государство.
ВОВКА: А зачем?

ВЕДУЩАЯ: Чтобы больше узнать о поэте Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.

ВОВКА: Опять учиться? Ну, нет. И так в школу ходить заставляют, уроки зубрить. Думал, здесь отдохну. Вот компьютер с собой захватил — поиграть, развлечься.
(Видит дуб.) О, да у вас тут кафешка есть! (Читает подпись.) «У Лукоморья».

ВЕДУЩАЯ: Дуб зелёный... Русалка на ветвях сидит...

(Из-за дуба выходит Кот учёный.) А вот и Кот!

КОТ УЧЁНЫЙ: Мур... Здравствуйте, ребята. Я Кот учёный, тот самый... Стихи обо мне написал А.С. Пушкин. Это было... лет этак, мур-мяу, 195 тому назад. Дуб-то наш лукоморский и тогда уже был могуч - вершиной в небо упирался. А цепь златая, по кото­рой я обычно хожу туда-сюда, блестела как новенькая. А сейчас в моей золотой цепи есть слабое звено. Пролетал злой колдун и на­слал порчу на сказки, и цепь ру­шится. Не могли бы вы мне по­мочь?

ВОВКА: Это вирус! Жалко сказки и цепь златую! Надо уста­новить антивирусную программу. Сейчас попробую. (Открывает ноутбук.)

КОТ УЧЁНЫЙ: А что это у тебя?

ВОВКА: Диво дивное, Котик! Компьютером величают! Ваши чудеса с этим чудом не сравнить! В карты самого Кощея обыграл. Словами печатными так и стреля­ет, так и стреляет. Даже Соловей- разбойник присвистнул от удив­ления. А большего мастера, чем он, в этом деле нет, сам знаешь.

КОТ УЧЁНЫЙ: И знать не же­лаю! (Фыркает.) Я со злодеями и хулиганами не знаюсь. А этот твой ком... комп... компот, видать, не лучше их.

КОМПЬЮТЕР (голос за сце­ной): А ну повтори, кто я? Какой я тебе компот? Сам ты кисель виш­нёвый!

КОТ УЧЁНЫЙ: Да кто это бранится?

(Под музыку на сцену выходит Ком­пьютер.)

ВОВКА: Прошу любить и жа­ловать - Компьютер!

(Кот учёный внимательно рас­сматривает экран и клавиатуру.)

КОТ УЧЁНЫЙ (указывает на мышку): Ой, а это что?

КОМПЬЮТЕР: А это мышка. (Поднимает компьютерную мышь на проводе повыше.)

КОТ УЧЁНЫЙ: Как я люблю мышек! (Подпрыгивает за мыш­кой, пытается поймать её.)

КОМПЬЮТЕР: Кот, хоть ты и учёный, но очень уж древний. Неужели ты не знаешь, что эту мышь съесть нельзя, потому что она компьютерная, то есть искус­ственная!

(Кот учёный с сожалением смот­рит на мышку, один раз боязливо нажимает клавишу.)

Котик, да ты что кнопок бо­ишься, а ещё учёный! Дави на кла­виши, мне давно в пасьянс сыг­рать охота.

КОТ УЧЁНЫЙ: В кого?

КОМПЬЮТЕР: Ты что, в кар­ты не играешь? Вот темнота!

КОТ УЧЁНЫЙ: А ты сказки знаешь?

КОМПЬЮТЕР: Сказки? Пого­ди немного, тряхну файлами. Анекдоты... Игры... Нет... Сказок нету. Не запрограммирован.

ВЕДУЩАЯ: Ах ты, недоучив­шийся Компьютер! Не научен! Позор! Я предлагаю тебе, такому современному, послушать, как ре­бята справятся с загадками по сказкам А.С. Пушкина. Ведь эти мальчики и девочки любят и зна­ют сказки. Вы согласны со мной, юные друзья? (Библиотекарь читает отрывок из произведения А.С. Пушкина, ребята угадывают его название.)

 -«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. ««Кабы я была царица», — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане».)

 -Пошёл, сел у берега моря; Там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  -Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился,

   Шум утих, и царь забылся. («Сказка о золотом петушке».)

  -Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

  И царица у окна Села ждать его одна.

 («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

  -Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха,

  А пред нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Спасибо, ребята за ответы! Молодцы! (Ком­пьютеру.) Видишь, ребята знают сказки. А ты всякого мусора на­брался, а сказок не знаешь.

КОТ УЧЁНЫЙ: Потому и не ведаешь, что такое добро.

КОМПЬЮТЕР: Ещё как ве­даю. Добро - это то, что хочет каждый, но не каждый имеет. Это «мерседесы», много денег и вилла на Канарах. Добра долж­но быть много. Понял, котяра? Жить надо не просто хорошо, а очень хорошо!

КОТ УЧЁНЫЙ: Бедолага ты, бедолага! Кто же тебя так глупо запрограммировал? Богатство никогда добром не оборачивалось. Взять хотя бы Кощея. Злата накопил, чахнет над ним тысячу лет, а толку ни себе, ни другим. Старуха, вон, захотела много всего, а у разбитого корыта осталась. А за чужой счёт жить не получится. Поп - толоконный лоб попробовал было, да ума лишился. Эх, да ничего-то ты не знаешь. Ну, да дело поправимое. Сейчас научу. Так, заложу в компьютер «Сказку о царе Салтане».

КОМПЬЮТЕР: Не получится, Котик, меня перепрограммировать, хоть ты и учёный. Очень уж ты древний, а я суперсовременный друг всех детей.

КОТ УЧЁНЫЙ (вздохнув с облегчением): Верно говорит пословица: какую базу данных вложишь, ту на выходе и получишь. Тьфу, ты! Я хотел сказать: что посеешь, то и пожнёшь! Говорят, сказка ложь, да в ней намёк. Нет в сказке никакого намёка. В ней всё прямо говорится, без намёков. А теперь, друзья, вы полетите в волшебную страну, а я останусь здесь, мне нельзя свой дуб оставить. Потом возвращайтесь ко мне, к лукоморью, я вам обратную дорогу укажу. (Уходит).

ВЕДУЩАЯ: А теперь давайте все вместе закроем глаза, наклонимся пониже и поле-тим... (Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене Царь ремонтирует стул.)

ВОВКА: Эй, Царь!

ЦАРЬ (подпрыгнув): Ой, кто здесь?

ВОВКА: Это я, Вовка. А это - ребята.

ВЕДУЩАЯ: В какую же мы с вами сказку попали?

ЦАРЬ: А вы отгадайте.

Негде, в Тридевятом царстве,

В Тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить... (Ребята отвечают.)

Правильно. Милости прошу в «Сказку о золотом петушке».

ВОВКА: Царь, зачем же вы стул ремонтируете? Вам положено только и делать, что ничего не делать!

ЦАРЬ: Знаю, но ведь так и со скуки помрёшь!

ВОВКА: Ничего вы не понимаете! Царь, а работает!

ЦАРЬ: Ах, вот оно что! Лодырь, значит, явился? Эй, стража! Отрубите-ка ему голову!

ВОВКА: Ой, спасите! Помогите!

ВЕДУЩАЯ: Помилуйте его, пожалуйста. Он больше не будет.

ЦАРЬ: Так и быть.

ВЕДУЩАЯ: Скажите, пожалуйста, уважаемый Царь, а чудеса в вашей сказке есть? Мы хотим побыстрее узнать о них и отправиться дальше.

ЦАРЬ: Как же, так я вас и отпустил! Вот отгадаете мои загадки, тогда посмотрим.

ВОВКА: Опять отгадывать? Надоело!

ЦАРЬ: Что? Эй, стража!

ВОВКА: Нет, нет... Буду!

ВЕДУЩАЯ: Мы согласны. Ребята у нас умные, вмиг ваши загадки отгадают.

ЦАРЬ: Это мы ещё посмотрим. Слушайте, думайте и отвечайте.

Вопросы

1.   Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец-звез­дочёт.)

2.   Что должен был делать золо­той петушок? (Охранять царство.)

3.   Как золотой петушок преду­преждал царя Дадона об опаснос­ти? (Он кричал: «Кири-ку-ку! Цар­ствуй, лёжа на боку!»)

4.   Что пообещал царь Дадон мудрецу взамен золотого петуш­ка? (Что исполнит любое его жела­ние.)

5.   Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? («Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую ца­рицу».) (Ребята отвечают.)

ЦАРЬ: Ну и ну! До чего умные дети! А теперь закрывайте глаза и летите в другую сказку, да и мою не забывайте. (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрыва­ют глаза, затем открывают. На сцене сидит Старуха, рядом с ней разбитое корыто.)

ВОВКА: Здравствуй, бабушка. Это мы в какую сказку попали?

СТАРУХА: А ты догадайся.

ВОВКА: И тут что-то отгады­вать! Ребята, вы знаете, кто это? (Ребята отвечают.)

СТАРУХА: Не старуха я, а ца­рица теперича!

ВОВКА: А зовут-то вас как?

СТАРУХА: Не твоё дело! Ска­зано тебе — царица! Вот и весь сказ!

ВЕДУЩАЯ: А кто вас в таком случае придумал? Что-то мне ва­ша личность знакомой кажется...

СТАРУХА: И не приставай, не скажу!

ВЕДУЩАЯ: Так мы с ребятами сами отгадаем. Я уверена, что эта гостья тоже из нашего Лукоморья явилась. Ребята, давайте вспом­ним всех отрицательных героев сказок Пушкина! Тогда мы эту так называемую царицу и опознаем.

СТАРУХА: Почему это отрица­тельных?

ВЕДУЩАЯ: А какая же вы?

СТАРУХА: Несчастная я! Всю жизнь несчастная!

ВЕДУЩАЯ: Ладно, не прибед­няйтесь и не мешайте нам вас узнавать. В «Сказке о по-пе и о ра­ботнике его Балде» — это попадья. Нет, это не вы, одеты не так. В «Сказке о золотом петушке» та­ких старых героинь не было, там только царь и звездочёт старые. Может, вы мачеха из «Сказки о мёртвой царевне»? Ну та, кото­рая всё в зеркальце смо-трелась? Нет, та ещё хуже, хоть и красивая. А вот «Сказка о царе Салтане» ... Может, вы ткачиха, или повариха, или сватья баба Бабариха? А что, вы на неё похожи, та тоже вредная была!

СТАРУХА: Говорила, не гадай­те, всё равно не угадаете.

ВЕДУЩАЯ: Ещё чуть-чуть, и мы ваше имечко вспомним!

СТАРУХА: Да нет у меня ника­кого имечка! В том-то и дело, что нету!

ВЕДУЩАЯ: Как это нету?

СТАРУХА: А это всё Пушкин ваш виноват, Александр Сергее­вич! И характер он мне придумал тяжёлый, и без имени оставил. То «старухой» кликал, то «бабой».

ВОВКА: Понял! Я понял! Вы — старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? А у нас зачем появи­лись?

СТАРУХА: Чтобы отомстить Александру Сергеевичу Пушкину!

ВОВКА: Ну и желание! Вы вспомните свою жизнь непутё­вую. Вас из-за чего рыбка золотая в конце концов наказала? Из-за желаний ваших непомерных.

СТАРУХА: Вот! И это я Алек­сандру Сергеевичу тоже при­помню!

ВЕДУЩАЯ: Ну и дела! Так что, вы говорите, вам «испортил» Пушкин?

СТАРУХА: А всё! Всю жизнь мою горемычную.

ВЕДУЩАЯ: Что-то я не могу в это поверить. Давайте погово­рим обо всём этом подробнее. Вы, сударыня...

СТАРУХА: Да не сударыня я, а старуха...

ВЕДУЩАЯ: Что-то вы, бабушка, всё злитесь, всем недовольны?!

СТАРУХА: А чему радоваться-то? Моя сказка самая неинтересная. Ни тебе белочек, ни лебедей, ни петушков. Одни расстройства у корыта. Да и неправда всё это, не так всё было. Наоборот, дед у меня злющий-презлющий, капризный-прекапризный. Это ему не так, то не эдак. Всё меня к рыбке за чем попало посылал. Оклеветал меня Александр Сергеевич.

ВЕДУЩАЯ: Во-первых, бабушка, чудес в вашей сказке больше, чем во всех остальных. Вспомните, ребята, сколько раз пришлось рыбке колдовать. (Ребята отвечают.)

Сначала вы просили новое корыто, потом избу, потом стали дворянкой, затем царицей. А после вообще захотели быть владычицей морскою.

СТАРУХА: Ну и что! Каждый имеет право на мечту!

ВЕДУЩАЯ: Да вы вспомните, как вы старика своего обижали!

СТАРУХА: Сплетни всё это!

ВОВКА: Ну да, конечно, сплетни. Бабушка, вот бы мне золотую рыбку повидать!

СТАРУХА: Да вот оно, море-то, рядом. Попросил бы ты, милок, у неё корыто.

ВОВКА: Ну да, сначала корыто, потом стиральную машину, потом шубу. Ты, бабуся, эти замашки брось! Побежал я к морю.

(Старуха уходит. Звуки шума волн.)

(Кричит.) Эй, Золотая рыбка! Золотая рыбка! Ты что, не слышишь, что ли?

(На сцену выходит Золотая рыбка, потягивается.)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ах, кто меня разбудил?

ВОВКА: Здорово, Золотая рыбка!

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ой, кто это такой невежа?

ВОВКА: Это я — Вовка. Я хочу, чтобы ты...

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Что? А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же. Слуги мои морские! Накиньте на этого невоспитанного мальчика сети да и выбросьте в море!

ВОВКА: Ой, что же мне делать? Ребята, спасите меня!

ВЕДУЩАЯ: Помилуй, государыня Рыбка, он больше не будет. Мы пришли к тебе с добром, хотим познакомиться с героями твоей сказки.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Я согласна. Только надо пройти испытания.

ВОВКА: Какие?

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Эй, Слуги! (Морские слуги выносят сеть, на которой висят рыбки, вырезанные из разноцветной бумаги, с вопросами на обратной стороне.)

Видите эту сеть с моими рыбками-подружками? Нужно освободить их. Отгадайте загадки, которые на них написаны. Ну, кто желающий?

ВОВКА: Я!

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: А разве ты что-нибудь знаешь?

ВОВКА: Я попробую, я постараюсь. (Вовка и ребята снимают рыбок с сети и отгадывают загадки.)

Вопросы

1.   Как называлось жилище старика и старухи? (Землянка.)

2.   Что отвечала золотая рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом».)

3.   Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

4.   Кем хотела быть старуха? (Столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)

5.   Как менялось море с каждым приходом старика? («Море слегка разыгралось»; «помутилось синее море»; «неспокойно синее море»; «почернело синее море»; «на море чёрная буря».)

6.   Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года.)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ну, молодцы! Порадовали вы меня. Летите в следующую сказку, но и мою не забывайте. Закрывайте глаза. Полетели! (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене плакат с изображением терема и маленького хрустального домика для белочки. Выходит Царевна Лебедь.)

ВОВКА (подходит к Царевне): Вот это да! Ты кто такая? Это мы в какую сказку попали?

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А вот отгадайте:

Стоит на острове Буяне

Красивый город - лучше нет.

ВЕДУЩАЯ: Мы в «Сказке о царе Салтане»!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Я принимаю ваш ответ. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Добро пожаловать в мою сказку!

ВЕДУЩАЯ: Спасибо.

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Я, надеюсь, вы тоже догадались, кто я? (Ребята отвечают.)

 Ой, вы гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

ВЕДУЩАЯ: Мы путешествуем по пушкинским сказкам. В двух уже побывали, теперь к вам попа­ли. Хотим про чудеса услышать.

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Чудес у нас видимо-невидимо.

ВОВКА: Поскорее бы о них узнать!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А вы чи­тали «Сказку о царе Салтане»? Назовите её героев. (Царь Салтан, царевич Гвидон, царица, баба Бабариха, ткачиха, повариха, корабель­щики, Черномор и др.). (Ребята отвечают.)

А вот ответьте мне, что увидел, проснувшись утром, князь Гви­дон, после того как освободил Ца­ревну Лебедь?

ВЕДУЩАЯ:

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи,

И дивясь, перед собой

Видит...

(Ребята отвечают: «Город он боль­шой».)

ЦАРЕВНАЛЕБЕДЬ: Правиль­но, молодцы!

ВОВКА: Когда же чудеса на­чнутся?

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Сейчас нам ребята расскажут о всех чуде­сах.

ВЕДУЩАЯ: Ель растёт перед дворцом,

           А под ней хрустальный дом...

           Ребята, продолжайте.

(Ребята отвечают: Белка в нём живёт ручная, Да чудесница какая!)

А что делала белочка у князя Гвидона? (Орешки грызла.)

(Ребята отвечают.)

ВОВКА: Не люблю орешки. Люблю Золотую рыбку.

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Ребята, а какие были орешки, которые грызла белка? (Ребята отвечают: А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд...)

А какую песню пела белочка? («Во саду ли в огороде».)

(Ребята отвечают.)

А кто такой дядька Черномор? Может ли из вас кто-нибудь вспомнить и пересказать словами Пушкина ещё одно чудо острова Буяна?

(Ребята отвечают: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.)

ВОВКА:

Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А среди вас богатыри найдутся? Кто из мальчиков хочет помериться сво­ей силушкой? (Уходит.)

(Звучит песня «Богатырская наша сила». На сцену выходят двое маль­чиков. Проводится конкурс сила­чей.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а теперь маленькая викторина по «Сказке о царе Салтане».

Вопросы

1.   Кем Царевне Лебеди прихо­дились морские витязи? (Братья­ми.)

2.   Где провёл князь Гвидон дет­ство? (В бочке.)

3.   О ком речь?

Старая и вредная,

И совсем не бедная,

Царя обманывала лихо...

(Сватья баба Бабариха.)

4.   Кем доводилась баба Баба­риха Гвидону? (Бабушкой.)

(За сценой слышится грохот. Выка­тывается бочка, в которой лежат письмо, белка-игрушка, орешек, ко­рона, шлем. К бочке прикреплена за­писка.)

ВОВКА: Ой, что это? Я не трус, но я боюсь! Кто это с нами так зло шутит?

(Ведущая подходит к бочке, чита­ет записку.)

ВЕДУЩАЯ: «Ничего у вас не получится! Мы все страницы из книги вырвали. Теперь ни в одну сказку не попадёте, ни про какие чудеса не узнаете. Изведём вас, велим в бочку посадить, засмо­лить и пустить в море-окиян, так велел-де царь Салтан».

ВОВКА: Кто бы это мог быть? Ребята, вы не знаете?

(Ребята отвечают: «Ткачиха с по­варихой, с сватьей бабой Бабарихой!»)

Как же мы узнаем, что было далыше, если эти злодеи все страницы вырвали?

ВЕДУЩАЯ (открывает бочку): В бочке ещё какое-то письмо. (Достаёт письмо.) Давайте его прочитаем. (Читает.) «Дорогиe, ребята! Пишет вам князь Гвидон. Чувствую, что вы попали в беду. Задумали мои тётки дело недоброе, извести вас хотят. Но не волнуйтесь. Чтобы чары исчезли, надо отгадать, какие предметы лежат в бочке». Ну что ж, ребята, давайте отгадывать.

Выгнут рыжий хвост дугой...

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, остроглазый,

По деревьям любит лазить.            (Белка.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки белку-игрушку. Библиотекарь продолжает.)

Горшочек маленький,

Кашка сладенькая.

Горшочек не разбить

И кашки не добыть.                (Орех.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки орех.)

На голове сверкает,

Царствовать заставляет. (Корона.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки корону.)

Сидит богатырь на коне,

Колпак чугунный на голове,

Конь под богатырём,

Голова под колпаком. (Шлем.)

Что это за колпак?

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки шлем. Выходит Царевна Лебедь.)

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Спасибо вам, ребята! Избавили меня от 'злых чар. Теперь можно вам и о третьем чуде рассказать.

ВЕДУЩАЯ:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

ВОВКА: Я, я знаю! Вот это она и есть! (Показывает на Царевну Лебедь.)

ВЕДУЩАЯ: Молодец, Вова, правильно угадал, исправляешься.

ВОВКА (гордо): Я тоже кое-что знаю...

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Ну вот, ребята, вам уже пора в другую сказку. А я с вами прощаюсь. За­крывайте глаза. Полетели... (Ухо­дит.)

(Звучит музыка. Ребята закрыва­ют глаза, затем открывают. На сцене Спящая царевна, она дер­жит в руке бутафорское яблоко.)

ВОВКА: Здравствуйте! А вы кто? Из какой сказки?

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Отга­дайте!

ВЕДУЩАЯ:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Ребята отвечают.)

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Пра­вильно! Молодцы, ребята! Давай­те мы с вами сейчас поиграем в иг­ру под названием «Бросайка».

ВОВКА: Это в снежки? Я люб­лю играть! Только что же мы бро­сать будем?

«БРОСАЙКА»

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Я задаю вопрос и кидаю вам в руки ябло­ко, вы отвечаете и бросаете обрат­но. Договорились? С кого же мы начнём? Давайте рассчитаемся. Катилось яблочко Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.

(На кого из ребят выпало последнее слово, тот и начинает игру.)

Вопросы

1.   Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

            (Царица-мачеха.)

2.   С какими словами обраща­лась царица к зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»)

3.   У кого в лесу жила царевна? (У семи богатырей.)

4.   Чем занимались богатыри? (Охотой и охраной государства.)

5.   Кто дал царевне отравленное яблоко? (Старуха черница.)

6.   К кому обращался короле­вич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

7.   Как звали собаку семи бога­тырей? (Соколко).

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Вова, а теперь вопрос тебе. Лови яб­лочко!

ВОВКА: Не хочу!

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: А чего ты хочешь?

ВОВКА: Во-первых, морожено­го, во-вторых, пирожного, в-тре­тьих, не учиться.

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Тогда тебе, видно, нужно в другую сказ­ку, к Балде. Он, что ни прика­жешь, всё за тебя сделает.

ВОВКА: Скорей бы туда по­пасть!

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Ну что ж? Закрывайте глаза и летите. А я с вами прощаюсь. До новых встреч в библиотеке! (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрыва­ют глаза, затем открывают. На сцене Балда с верёвкой в руках.)

ВОВКА: Ты кто?

БАЛДА: Здравствуй, мил чело­век! У нас здороваться принято. А у вас?

ВОВКА: Совсем забыл. Здрав­ствуй! А ты что это верёвкой бу­дешь делать?

БАЛДА: Буду море морщить.

ВОВКА: А... интересно. Ты правда за меня всё делать будешь?

БАЛДА: Ага.

ВОВКА: Вот здорово! Ну, тогда принеси мне, во-первых, пирожно­го, во-вторых, мо-роженого, в-тре­тьих, конфет. (Балда загибает Вовке пальцы.) Ты и пальцы за меня загибать будешь?

БАЛДА: Да. Буду служить тебе славно,

           Усердно и очень исправно,

           В год за три щелка тебе по лбу...

         Согласен?

ВОВКА: Щелка? Ладно!

ВЕДУЩАЯ: Что ты, Вова? Раз­ве ты не читал эту сказку?

ВОВКА: Нет.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, кто знает, как рассчитался Балда с попом? Расскажите об этом Вове.

(Ребята отвечают: С первого щелка прыгнул поп до потолка;

                Со второго щелка лишился поп языка;

                А с третьего щелка вышибло ум у старика.)

ВОВКА: Ой, мама! Что же вы мне сразу-то не сказали? Нет, Бал­да, не надо мне ни пирожных, ни мороженого, я домой хочу.

БАЛДА: Ан, нет! Теперь от ме­ня не сбежишь. Выполни сначала трудное задание - анаграмма на­зывается.

ВОВКА: Чего-чего?

БАЛДА: Это слова, в которых перепутали, перемешали буквы. Например, «убвка» - ничего не понятно, а если подумать да буквы переставить, то получится слово буква». Понятно?

ВОВКА: Ничего не понятно, но делать надо, накажешь ведь.

БАЛДА: Да, щёлкну будь здо­ров! Вот смотри, здесь написано, на какую работу нанял меня поп. (Балда выносит плакаты, на кото­рых написаны анаграммы.)

Анаграммы

Рапов — повар;

нюкох — конюх;

тинлокп — плотник.

Ты пока разгадывай, а мне не­когда, я работать пойду. (Уходит.)

ВОВКА: Ой, пропала моя голо­вушка!

ВЕДУЩАЯ: Вова, не пережи­вай, ребята тебе помогут.

(Ребята помогают Вовке разгады­вать анаграммы. Звучит музыка. Появляется Балда.)

БАЛДА: Ну как! Отгадал?

ВОВКА: Да.

БАЛДА: А тебе никто не помо­гал?

ВОВКА (грустно): Ребята по­могали.

БАЛДА: Молодец, что правду сказал. Меня ведь трудно перехит­рить.

А к вам, девчонки и мальчишки,

Зашёл я порезвиться,

Поиграть, повеселиться.

Проигравшему — по лбу щелчок,

А я проиграю — мне в спину толчок.

Согласны? (Ребята отвечают.)

ВОВКА: А во что мы будем иг­рать?

БАЛДА:

Ну-ка превращайтесь все в богатырей.

Да силушкой померяйтесь своей!

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

(Ребята делятся на две группы и перетягивают канат.)

Молодцы, ребята! Играть любите, много читаете. Такие же любознательные, как и я. (Вовке.)

И что же?

ВОВКА: Я исправлюсь. Вот вернусь домой и все сказки Пушкина перечитаю.

ВЕДУЩАЯ: И правда, загостились мы. Покажи нам, Балда, дорогу домой.

БАЛДА:

Кот учёный для вас подспорье,

Ступайте прямо к лукоморью.

(Балда уходит. На сцене появляется Кот учёный.)

КОТ УЧЁНЫЙ: Ну, вот и вернулись вы из путешествия по Тридевятому царству, пушкинскому государству. Понравилось? А теперь на прощанье — викторина, вопросики для вас посложнее.

«ВИКТОРИНА»

(Ребята отвечают на вопросы.)

1.   Предмет, с помощью которого Балда собирался «морщить море». (Верёвка.)

2.   Волшебный предмет из сказки, который всегда говорил правду. (Зеркальце.)

3.   Предмет, который послужил орудием преступления. (Яблоко.)

4.   Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»)

5.   Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (Четыре: подарила корыто и дом, сделала старуху столбовой дворянкой и царицей.)

«ВОЛШЕБНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»

КОТ УЧЁНЫЙ: Ребята, догадайтесь, кто из сказочных персонажей мог дать такие объявления?

  • Ищем целителей или колдунов, которые могли бы излечить укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаём на лето горницу.
    В горнице имеются лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. (Семь богатырей.)
  • Могу построить город за од­ну ночь. (Царевна Лебедь.)
  • Предлагаю свои услуги. Ра­ботаю за семерых, могу запрячь лошадь, топить печи, варить кашу, нянчить детей. (Балда.)
  • Ищу мастера, который мог бы отремонтировать корыто, построить избу. (Старуха.)
  • Помогаем в розыске пропав­ших невест. (Месяц, солнце и ве­тер.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы, ребята! Вы были внимательны во время нашего путешествия. Узна­ли много нового. И, наверное, ещё больше полюбили сказки велико­го русского поэта А.С. Пушкина. (Подведение итогов. Награждение участников конкурсов.)

Ведущая: Вот и подошло к концу наше путешествие в тридевятое царство, пушкинское государство. Но мы встретимся с героями пушкинских сказок еще не раз на страницах книг.

Звучит лирическая мелодия, на фоне музыки ведущая читает стихотворение.

Ведущая: К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, словно алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 и в 45,

Убегаем мы порою в детство.

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Наш праздник окончен. Всем грустно немножко.

И вам на прощанье хочу я сказать:

«Вы с книгой дружите, а мы вам поможем

Друзьями хорошими с книгою стать»

                       Звучит песня о сказке.

(Источник)

Борис Алмазов, «Пирожное для Пушкина»

- Ну, здорова ты спать! – говорил дед Кате - Вставай! День на дворе!
- Чего?! Ведь каникулы же… - потягиваясь спросонок, отвечала Катя
- Так что ж теперь до 1–го сентября дрыхнуть? Вставай – гулять пойдем! Это все телевизор – вчера с родителями какую- то бредятину со стрельбой до 1 часу смотрела – вот теперь и не проснуться!

Катя нехотя умылась, запивая каждую ложку сладким чаем, с трудом запихнула в себя овсяную кашу. Дед в это время, что-то напевая, в своей комнате за дверью хлопотал, и вышел оттуда в самом лучшем своем летнем костюме, который Кате очень нравился, а галстук они с мамой специально под голубую рубашку деду выбирали.

- О! – удивилась Катя, – Что это ты вырядился, как на праздник?
- Именно! – сказал дед, - Именно как на праздник. И ты надевай вот то самое платье. Чтобы мы с тобой были при полном параде! На день рождения идем! Катя не стала спрашивать к кому на день рождения у деда было много друзей – таких же старичков и старушек. Катя любила ходить к ним в гости, потому что там было весело – они песни хором пели под гитару, танцевали, а главное у них всегда было очень вкусное взрослое угощение – не то что эта овсяная каша.

- И шляпку надевать?

- Обязательно! – сказал дед – Именно шляпку! А как же! Самый подходящий момент.
«Соломенная шляпка золотая…» - напевал он, заплетая Кате косички. С этой шляпкой была целая история. Они как всегда гуляли с дедом и Катя увидела эту шляпку в витрине магазина. Шляпка с широкими полями и голубой лентой ей очень понравилась – ну прямо как у принцессы. Зашли в магазин – померять. Шляпка пришлась Кате в пору. И дед Кате шляпку сразу купил.

А когда они вышли из магазина и Катя торжественно несла шляпку в большой коробке. Дед сказал: - Я вот прикинул, что у тебя под эту шляпку подходящего платья нет… Пошли обратно! Они вернулись в магазин и купили платье с бантом, которая Катя сама выбрала, а потом и туфельки тоже с бантиками, и белые колготки – как сказал дед маме, когда они пришли домой: «На сдачу дали» … И все продавщицы, которые даже из других отделов пришли – восторгались и платьем, и шляпкой, и туфельками, но почему-то хвалили не платье, а деда: - Какой у тебя, девочка, замечательный дедушка! А дед смеялся: - Это мы удачно зашли, и банковская карточка весьма кстати у меня кармане оказалась! Как раз в пенсию уложились!

Катя смотрелась в большое зеркало и очень себе нравилась – как будто девочка со старинной открытки. Только надписи не хватает «Счастливого Рождества» или «Христос Воскресе!»
     А мама, как ведром холодной воды окатила: - Ну, и куда вы этот маскарад надевать собираетесь?
- Да хоть куда! На праздник! На Новый год например!
- Да она до Нового года вырастет и это все ей будет мало!
- Будет мало! – закричал дед (Катя никогда не видела, чтобы он так сердился – красный весь стал) – Будет мало – новое купим!

А когда Катя убежала в свою комнату – плакать, продолжал кричать: - Ты зачем ребенку праздник изгадила! Ты – мать или курица! Все во что вы ее одеваете нравится вам, а не ей! А это ее выбор! Она всё забудет – а это платье всю жизнь будет вспоминать! Она меня с этим платьем помнить будет! Ну, и что, если всего один раз наденет! У людей вся жизнь – один раз! Привыкли все в штанах ходить - не разберешь где девчонка, где парень! Джинсы! Да джинсы это – роба! В них когда-то негры на плантациях навозом хлопок удобряли!.. У вас, что будни, что праздники – никакой разницы. Вы – безрадостные люди!

А вот теперь Катя и это платье, и эти туфельки, и эту шляпку и даже белые колготки «в рубчик» с удовольствием надела. Дед даже залюбовался:
- Картинка! Оба в белом! Мы с тобой парочка – кулик и гагарочка! Ты очень симпатичная барышня! Вот все новые зубы у тебя вырастут – глаз не оторвешь! Звезда! - А скоро они вырастут? - Не успеешь оглянуться! Будешь зубастая акула! - Сам акула! - Я не акула, а старый крокодил! Они поехали на Невский! Настроение у обоих было замечательное. И день был прекрасный – солнечно, но не жарко! Они шли мимо Гостиного двора, мимо думской башни, мимо Казанского собора с лесом колон и прозрачным фонтаном в радуге брызг. И все встречные прохожие улыбались Кате видно им тоже нравилась Катина шляпка и платье, и туфельки.

- Мы с тобой как будто старинные люди! – сказала Катя, - А в старину взрослые тоже так с детьми гуляли как мы с тобой? - Конечно! – сказал дед.
– Например, Пушкин со своим папой или с дядей – папиным братом гулял! Причем, шли точно как мы и в эту сторону именно по Невскому и лет ему тогда было столько же сколько тебе!
- И у него тоже был белый костюмчик?

- Насчет всего костюма не знаю, курточка наверно была темная, а вот брюки – белые, только без складок наглаженных. Тогда складки на брюках еще не делали. Но самое примечательное – Пушкин в детстве был рыжим как ты!
- Я не рыжая! Я каштановая!

- Ну, вот и Пушкин тоже, наверно, был как ты - каштановый!

- А куда они шли?

- Куда и мы! Читай! На фасаде старинного белоколонного дома, прямо за мостом через неширокую речку Катя прочитала «Вольф и Беранже». И сразу из Кати посыпались вопросы: - А как эта речка называется? А чего такое Вольф и Беранже?
- Не тараторь! – сказал дед, - Отвечаю по порядку. Речка называется Мойка.
- Ха-ха-ха…. – засмеялась Катя, - Как будто реклама – «Двойная мойка – мечта хозяйки»
- Тебе смешно, - сказал дед, - в силу твоей необразованности.
- Чего это я необразованная?! Очень даже образованная! Во второй класс перешла с одними пятерками!
- Я горжусь тобой! – сказал дед. – Однако, название реки Мойка происходит от прежнего финского названия Мья, что в переводе означает – темная. А Вольф и Беранже – это фамилии основателей этой кондитерской. Давай заходи!
- Тут написано – ресторан! Разве дети ходят в рестораны? Меня наверно не пустят! - Утром и со взрослыми ходят! Как это не пустят, когда мы с тобой такие нарядные, праздничные и пришли на день рождения! Иди смело – только не споткнись – тут ступенька.
- И по этой ступеньке Пушкин ходил?

- Обязательно! Дед выбрал столик у окошка – так чтобы была видна Мойка и мост.
- Почему ты думаешь, что Пушкин тут сидел?

- Потому что возле окна. И все дети любят смотреть в окошко. Через 30 лет Пушкин увидит своего друга Данзаса через это окно и попросит его быть секундантом в дуэли с Дантесом. Он выйдет через эту дверь и сядет в сани… Они помчатся очень быстро на Черную речку, где Пушкин будет смертельно ранен.

- Не говори, не говори! - закричала Катя, - Я не хочу! - Чего не хочу?! - Не хочу про это слушать! Пусть Пушкин будет жив!

- Хорошо, - сказал дед, - Не будем о грустном. Он же сюда частенько заглядывал. Будем считать, что все отлично, и Пушкин - молод, у него впереди целая жизнь. И все его стихи еще не написаны..."

- Слушаю Вас, - сказал подошедший официант.

- Маленький двойной кофе, три самых больших пирожных и что-нибудь попить даме…
- Пепси! – сказала Катя.

- Совершенно исключено! – сказал дед – Ты бы еще попкорн попросила. Это же не Макдональдс! Это пушкинский ресторан. Ну, сама подумай – Шляпка, платье с бантом, я в галстуке, Пушкин Александр Сергеевич – и пепси! Совершенно исключено.
- Какао с молоком, Или чашку горячего шоколада и взбитые сливки… - предложил официант.
- Вот! Другое дело! – согласился дед, - а то пепси! Никакой гармонии.

- А когда твои друг придет? Ну, у которого день рождения? - спросила Катя, когда официант принес все заказанное. – Ну, которому третье пирожное.
- Пирожное – сказал дед совершенно серьезно, - Александру Сергеевичу Пушкину. У него сегодня день рождения, которое мы с тобою и отмечаем… Поэтому поводу у нас с тобою традиционный праздник.
- Какой-такой традиционный – я тут вообще первый раз.

- Ну, а я-то не первый. – сказал дед почему-то грустно - я сюда еще с моей мамой ходил в день рождения Пушкина. Тут тогда еще литературного кафе не было, а кондитерская была. Мама брала свои костылики и мы сюда приходили. Ходить то маме было трудно – она была ранена на фронте, но все равно приходили – обязательно. Каждый год.
Кате всегда становилось очень грустно, когда дед рассказывал про свою маму и про войну и про блокаду Ленинграда и чтобы перевести разговор на что-нибудь другое, не грустное, она спросила:

- И с друзьями сюда приходил и с красивыми девушками?

- Нет – сказал дед, - с друзьями не приходил, а с девушкой приходил. С одной. С твоей бабушкой. Нет! И еще с одной – с твоей мамой, когда она маленькая была.
- А потом?

- Потом она выросла. Ей некогда – она работает.

- А что это мы с тобой сюда раньше не приходили?

- Так раньше ты маленькая была! – засмеялся дед. – Ты бы еще не поняла почему мы сюда именно в этот день приходим! И еще есть один памятный для нашей семьи день – 24 января 1944 года в этот день освободили город Пушкин от фашистов. Моя мама рассказывала, как наши солдаты сражались в тех боях. Ни мины, ни пушки не могли их остановить. В этот день вечером, в госпиталь принесли тяжело раненного артиллериста. И он в бреду все кричал: «За Родину! За Пушкина! Огонь! Огонь!» - все своей батареей командовал. Вот так моя мама познакомилась с моим папой – твоим прадедушкой. Он поправился, и они с мамой поженились. А после войны прожил недолго – старые раны открылись. Ты чего?
- Да! – сказала Катя, едва сдерживая слезы. - И Пушкина убили, и прадедушка погиб и бабушки уже тоже нет.

- Как это нет! – сказал дед, - Как это нет, если мы с тобой тут сидим и всех помним! Все, кого мы помним - есть! Только теперь они в нас живут. Мы – это они – только попозже. Кстати, вот ты, например, похожа на мою маму. Даже очень!
- Она тоже… каштановая была?

- Наверно – засмеялся дед, - наверно до войны была рыжая, а после войны – седая…Я ее не помню, как ты говоришь, - каштановой.

- Мы теперь каждый год в этот день сюда приходить будем!
- Обязательно. – сказал дед, - это же наша семейная традиция – вот я тебе ее передаю. Будешь потом, когда вырастешь большой со своими детками сюда приходить, а может, и с внучатами… Это значит, что я буду жить долго-предолго, как Пушкин…

Катя хотела сказать, что конечно, всегда будет деда помнить, но лучше был он жил подольше, ведь ей с ним так хорошо… Но вместо этого сказала:
- Дед, я все пирожные съела… На нервной почве. И пирожное, которое Пушкина тоже…
- Замечательно! – захохотал дед, – И это тоже наша семейная традиция, Так всегда и происходило! Не горюй! Я, думаю, Пушкин не обидится….

Вопросы для обсуждения:

- Почему дедушка выбрал для Кати такой наряд?

- О каких пушкинских местах Петербурга идет речь в рассказе?

- Когда и как город Пушкин был освобожден от фашистов?

- Что нового о поэте вы узнали из рассказа?

- Понравилась ли вам семейная традиция отмечать день рождения Пушкина?

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!