Уважаемые коллеги!

Напоминаем о ежегодной региональной акции - Дне семейного чтения «Читаем всей семьей». Она проходит ежегодно и приурочивается к 15 мая – Международному дню семьи. В 2021 году мы обозначили время акции - с 13 по 16 мая.

Девиз Дня семейного чтения – «Читайте детям, читайте вместе с детьми, пусть дети читают вам!»

Цель акции – развитие интереса к чтению, укрепление традиции семейного чтения.

Содержание акции – устроить майский день чтения и творческих занятий - в семье, в школе, в детском саду, в библиотеке; участвуют дети, родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие.

Тема Дня чтения-2021 – «Книжный городок», она посвящается 130-летию со дня рождения Александра Волкова - автора замечательной книги «Волшебник Изумрудного города».  Берите на заметку эту или другие книги, где встречаются книжные города и городки, книжные дома и домики. Выбор большой – от «Теремка» до «Гарри Поттера».

Модели городских - соседских, социальных, экономических, культурных коммуникаций в детской литературе встречаются часто: Цветочный город, в котором живет Незнайка (другие города, в которые он путешествует с друзьями), Изумрудный город, в который стремится попасть Элли, Город мастеров, в котором живет Караколь, Городок в табакерке и волшебный город, куда попадают герои сказки о Щелкунчике, (Н. Носов - «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»; А. Волков  - «Волшебник Изумрудного города»; Т. Габбе - «Город мастеров»; В. Одоевский - «Городок в табакерке»; Т. Гофман - «Щелкунчик и мышиный король»).

Можно вспомнить городских жителей из книг Анни Шмидт про Сашу и Машу, маленького Франца из рассказов Кристины Нестлингер, дворы из произведений Виктора Драгунского, Бориса Минаева (А. Шмидт «Саша и Маша»; К. Нестлингер «Рассказы про Франца»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; Б. Минаев «Чужие ребята»). Сказочно-реалистические города есть в повестях «Момо» М. Энде, «Волшебный голос Джельсомино» Дж. Роддари, «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского, «Легенды и мифы Лаврового переулка» Г. Остера.

В маленьком городке Сент-Питерсберг на реке Миссисипи происходили события знаменитой книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Сказочный город Зурбаган придуман и присутствует во многих произведениях Александра Грина. В книгах о волшебнике Гарри Поттере Джоан Роулинг описаны места Лондона, которые существуют на самом деле. В повестях Тамары Крюковой «Двери нерассказанных историй» и «Двери города книг» читатели вместе с героями приоткрывают разные двери, чтобы узнать очередную историю.

 

Примерная основа текста для рекламной афиши, информации для СМИ:

Уважаемые родители! Для вас - рецепт хорошего дня: участвуйте в региональной акции «Читаем всей семьей». Она проходит ежегодно и приурочивается к 15 мая – Международному дню семьи.

Девиз Дня семейного чтения – «Читайте детям, читайте вместе с детьми, пусть дети читают вам!»

Цель акции – развитие интереса к чтению, укрепление традиции семейного чтения.

Как поучаствовать в акции? Устройте майский день чтения и творческих занятий - в семье, в школе, в детском саду, в библиотеке; участвуют дети, родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие.

Тема Дня чтения-2021 – «Книжный городок», она посвящается 130-летию со дня рождения Александра Волкова - автора любимой книги «Волшебник Изумрудного города».  Читайте эту или другие книги, где встречаются книжные города и городки, книжные дома и домики.

В нашей библиотеке вам подскажут, что выбрать, как поиграть в книжку с малышами, обсудить ее и сочинить рассказ/сказку вместе с подростками.

Будем благодарны, если вы напишете о своем Дне семейного чтения, сделаете фото своей читающей семьи и пришлете сообщение в группу нашей библиотеки ВКонтакте…

 

Чтение-игра по стихотворению С. Маршака «Дом, который построил Джек»

Описание игры: Участники повторяют за ведущим слова и движения:

Вот дом, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

А это пшеница

(руками показываем горы пшеницы),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

А это веселая птица синица

(взмахиваем руками и вертим головой),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

Вот кот (потягиваемся),

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

Вот пес без хвоста

(машем рукой у себя за спиной),

Который за шиворот треплет кота

(потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

А это корова безрогая

(машем руками над головой),

Лягнувшая старого пса без хвоста

(«лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота

(потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

А это старушка седая и строгая

(грозим пальцем),

Которая доит корову безрогую

(имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста

(«лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота

(потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

А это ленивый и толстый пастух

(медленно прохаживаемся, выпятив животик),

Который бранится с коровницей строгою

(машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую

(имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста

(«лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота

(потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой).

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

Вот два петуха

(размахиваем прямыми руками),

Которые будят того пастуха

(хлопаем в ладоши),

Который бранится с коровницей строгою

(машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую

(имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста

(«лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота

(потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу

(прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу

(«пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится

(ладоней закрываем глаза)

В доме, который построил Джек

(руками очерчиваем контуры дома).

Идею подсказал ресурс: Кладовая развлечений

 

Вопросы по стихотворению:

- Вам понравилось стихотворение?

- А какое оно? (Веселое, длинное)

- Кого Джек поселил в этом доме? Сколько здесь было жильцов?

- Что делали обитатели дома, который построил Джек?

- А кого вы хотели бы еще поселить здесь?

Задание:

- Нарисуйте дом Джека и его жителей

Игра-путешествие «Сказочная карта России»

Проект «Сказочная карта России» собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок. Регионы России зовут в гости к своим сказочным героям.

Лидер среди них Ярославская область. На ее просторах проживают Баба Яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое царство! В Кирове поселился Иван-царевич, в Новгородской области – Садко, в Ульяновской области - Колобок, Переславль-Залесский считается родиной царя Берендея. 

Подробнее: Путеводитель по сказочным персонажам и былинным героям России

 

Викторина «Сказочные домики – кто здесь живет?»

Мы в основном сейчас живем в многоквартирных домах, некоторые живут в одноэтажных деревянных домах, но все наши дома как-то похожи друг на друга. А вот сказочные персонажи живут в необычных, сказочных домах: и в маленьких, и в домах побольше, и в домах в лесу, и на деревьях, и в морях, и озерах, в замках и пещерах.

А сказочные дома настолько разные, что невозможно предугадать, каким будет дом в следующей сказке.

  • во дворце
  • в избушке в лесу
  • в лубяной избушке
  • в ледяной избушке
  • в пещере
  • в землянке
  • в башне (Рапунцель)
  • в каморке под лестницей
  • в бутонах цветов (эльфы, Дюймовочка)
  • в норе
  • в Медной горе (Хозяйка Медной горы)
  • в тереме/теремке
  • в ледяном замке
  • в домиках из соломы, веток и кирпича
  • в пряничном домике
  • в домике, крохотном, как голубятня
  • в домике на крыше
  • в домике в Муми-долине (иногда они жили также в маяке и в театре)
  • в кошкином доме
  • в телефонной будке (Чебурашка)
  • в табакерке (мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, господин Валик и царевна Пружинка)
  • в шкафу (кукла Катя - «Катя в Игрушечном городе» - Т. Александрова, В. Берестов)

Творческие задания из практики работы ПОБДЮ:

«Вид из домика на крыше». На все время, пока Карлсон болел, ему пришлось забыть шалости. Единственным развлечением было смотреть на город сверху. Посмотрите на фотографии домов Стокгольма (книжные иллюстрации) и нарисуйте картину, которая открывается Карлсону с высоты его жилища.

«В гостях у кума Тыквы». Всем известно, что домик кума Тыквы был крохотным, как голубятня. Сделайте маленький домик из картона.

«Дом для муми-троллей». Из картона, цветной бумаги, втулок и т.п. с помощью ножниц и клея надо соберать жилище для дружной семьи. В доме могут открываться окошки и двери, а можно их просто нарисовать или наклеить.
Но главное - дом должен быть объемным.

 

Города из серии книг Н. Носова о Незнайке:

Зелёный город

Назван так из-за произрастающих там в большом количестве фруктовых деревьев. Город населён малышками. Малышки занимаются тем, что выращивают овощи и фрукты. В городе разводят неизвестные в Цветочном городе арбузы. Малыши тоже раньше жили в этом городе, но постепенно переселились на пляж у реки, где основали другой город - Змеевку. Город хорошо благоустроен, имеется водопровод. Также у малышек имелся в распоряжении неисправный газированный автомобиль.

Именно близ Зелёного города потерпел крушение воздушный шар с малышами из Цветочного города. Незнайку, зацепившегося за гондолу, и потому отлетевшего на значительное расстояние, нашли Синеглазка и Снежинка. Остальных же малышей отправили в больницу доктора Медуницы.

Змеевка

Назван по причине увлечения местных жителей - запуска воздушных змеев. Город практически лишён деревьев. В этом городе живут малыши, которые ранее жили в Зелёном городе.

Цветочный город

Сказочный город, который стоит на Огурцовой реке, названной так из-за произрастающих там в огромном количестве огурцов. Родной город Незнайки и его 15 товарищей. В этом городе проживают другие малыши и малышки. Цветочный город фигурирует во всех трёх частях трилогии.

Солнечный город

Футуристический город, в который Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький совершили путешествие на автомобиле, который работал на газированной воде с сиропом.

 

Игра «Умники и умницы» по книге «Волшебник Изумрудного города»

Отборочный тур

Назовите:

- полное имя писателя (Александр Мелентьевич Волков)

- профессию (учитель, преподавал математику) 

- другие сказки писателя

Красная дорожка

- В каком штате жила девочка Элли? (В штате Канзас)

- Чем занимались родители Элли? (Отец был фермером, а мать вела хозяйство)

- Перечислите названия местностей и народов, населявших волшебную страну

- Профессия Гудвина, когда он жил в Канзасе (Циркач-баллонист)

- Чего больше всего на свете боялся Тотошка? (Грозы)

- Какие препятствия на сво­ем пути встретили Страшила и Дровосек, когда они шли к замку Людоеда? (Ров с водой и высокую стену)

- Почему Летучие обезьяны не расправились с Элли сразу, как
только ее увидели? (На ней были серебряные башмачки - знак феи)

- "Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики". Это заклинание произносится при использовании... (золотой шапки)

- Сколько раз можно было пользоваться Золотой Шапкой?
(Три раза)

Желтая дорожка

- Из чего был сделан домик Элли и ее родителей? (Это был снятый с колес дощатый фургон­чик)

- Имя могущественного правителя Изумрудного города Гудвина (Джеймс)

- Какого цвета всё казалось в Изумрудном городе, почему? (Зеленого, из-за очков)

- Кого победил Лев, чтобы стать царём зверей (Паука)

- Сколько было вол­шебниц в Волшебной стране? (Четыре, две злые и две добрые)

- Что хранилось в сундуке у Бастинды? (Золотая шапка)

- Как звали стража Ворот Изумрудного города? (Фарамант)

- Что нашел Тотошка для Элли в Волшебной стране? (Серебряные башмачки)

- Где жила Гингема? (В пещере)

Зеленая дорожка

- Как звали родителей Элли? (Джон, Анна)

- Кто помогал друзьям освободить Элли от людоеда? (Белка)

- Сколько глаз было у злой волшебницы Бастинды? (Один)

- В чём секрет серебряных башмачков? (Могли перенести в любое место)

- Каких животных нет в Вол­шебной стране? (Собак)

- Кем оказалась пойманная Дровосеком мышь и как ее звали?
(Королевой полевых мышей по име­ни Рамипа)

- При каком условии Гудвин согласился вернуть Элли домой?
(Ей нужно было освободить жите­лей Фиолетовой страны от власти злой волшебницы Бастинды)

- Как Элли и компания пе­ребрались через глубокий овраг на
пути в Изумрудный город? (Их пе­ренес на спине Трусливый Лев)

Как звали солдата Изумрудного города, в чем была его особенность? (Дин Гиор, у него была длинная борода до пола).

 

Города в книгах для подростков

Каждый город становится домом для разных судеб. В некоторых книгах он сам обретает душу, превращаясь в полноправного героя - свидетеля людских печалей и радостей, который влияет на настроение, мировосприятие и образ жизни горожан. Бунтующий Париж определяет судьбу беспризорника Гавроша, в пестрых рядах городских низов Лондона начинается путь Оливера Твиста. Дух лондонской свободы увлекает за собой героя старинной английской истории, воссозданной Мариной Аромштам в книге «Кот Ланселот и золотой город».

Опасный, но притягательный Нью-Йорк в повести Грегори Хьюза «Луна с неба» открывает новые горизонты для приехавших из Канады брата и сестры.

Игровая реальность книги «Город. Белое сияние» Карима Рессуни-Деминье - отражение метаний французских подростков. Можно ли убежать от себя, сменив свой квартал на виртуальный? В фантастической истории Эрин Хантер «Пустой город» (6+, будет интересна и младшим подросткам) переезд собак в лес действительно знаменует духовное становление: позади остаются равнодушные улицы, бросившие домашних питомцев на произвол судьбы.

Нередко интрига возникает, когда персонажи книг пытаются освоиться на новом месте; прекрасно подходят для этой цели небольшие городки — как в мистических повестях «Город, которого нет» Юрия Ситникова или «Тайна Севера. Зеркала» Андрея Огонькова. Впрочем, как показали события «Города динозавров» Дмитрия Емеца, родным местам столь же легко придать фантастические черты - стоит только выпустить на волю древних существ, которые все это время прятались в вашей квартире.

Источник: Города и их жители в детских книгах: сказки, путеводители, панорамы

 

Вопросы викторины/обсуждения «Город Тома Сойера» по книге М. Твена «Приключения Тома Сойера»

- Как называется город, где происходили приключения двух закадычных друзей?

- Как вы думаете, был он большим или маленьким? Почему вы так решили?

- На какой реке он был расположен?

- В каких местах происходили события книги? (В доме тети Полли, на реке, в воскресной школе, на пикнике, в пещере и др.).

- Перечислите персонажей повести

- Как проводили время главные герои?

- Какую забаву устроил Том от скуки? (Игра с жуком)

- Какой подарок в воскресной школе получает ученик, выучивший 2 тысячи стихов? (Библию)

- Что было покрашено белой краской?

- Назовите размеры забора, который белил Том. (30 ярдов в длину и 9 футов в высоту) 

- В какое время начинал звонить колокол маленькой церкви перед утренней проповедью7 (Около половины одиннадцатого)

- Где Том встретил свою возлюбленную? (В саду)

- Сколько времени Том и Бекки блуждали по пещере? (Три дня и три ночи) 

- Вспомните название корабля, на котором Том хотел плавать пиратом («Демон Бури»)

- Хотелось бы вам, как Тому, совершить путешествие на плоту или на чем-то другом? Куда бы вы направились? 

 

Чтение-обсуждение рассказа А. Грина «Зурбаганский стрелок»

Текст рассказа 

Что такое «Зурбаган»? Это сказочный приморский город, который придуман и присутствует во многих произведениях, писателя, представителя неоромантизма, Александра Грина.

Отрывок с описанием города в «Зурбаганском стрелке»: «Я взял лучший номер в лучшей гостинице Зурбагана. На следующий день я обошел город; он вырос, изменил несколько вид и характер улиц в сторону банального штампа цивилизации - электричества, ярких плакатов, больших домов, увеселительных мест и испорченного фабричными трубами воздуха, но в целом не утратил оригинальности. Множество тенистых садов, кольцеобразное расположение узких улиц, почти лишенных благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под темные арки или на брошенные через улицу мосты, - делали Зурбаган интимным. Я не говорю, конечно, о площадях и рынках. Гавань Зурбагана была тесна, восхитительно грязна, пыльна и пестра; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш, у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; здесь, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлебкой, лепешками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы».

Что можно сказать об этом городе? Где он расположен? (У моря). Какая здесь бывает погода? Что можно сказать о жителях города? Чем они занимаются?

Читаем рассказ, по ходу чтения делаем остановки и задаем вопросы:       

Что повлияло на характер героя, «наметив характер замкнутый, сосредоточенный и недоверчивый»?

Что можно сказать о Валу, каким он стал после возвращения в родной город? (Скитался по свету, разбогател, пребывает в состоянии безделья и полного безразличия ко всему)

Чем занимались члены общества «Для никого и ничего»? (Члены этого общества от смертной тоски и скуки, издеваясь над жизнью и смертью, занимаются бессмысленными рискованными проделками, вроде русской рулетки, пытаясь острыми забавами поддерживать угасающее любопытство к жизни).

Чем Астарот заинтересовал Валу? (Астарот имел вид человека, поглощённого нужным и хорошо известным ему делом)

Что помогло Валу почувствовать вкус жизни? (В страстном увлечении боя, рискуя жизнью осмысленно, Валу почувствовал вкус жизни. Смертельная тоска отступила. Сумрак отошёл прочь. Возвращаясь к утру в Зурбаган, Валу ощущает свет, движение, воздух, расстояние – простые явления жизни).

Каков главный мотив рассказа? (Мотив борьбы, преодоления)

Какая цитата из книги вам запомнилась?

 

Виртуальное путешествие «Лондон Гарри Поттера»

В основном, все в книгах о волшебнике Гарри Поттере – фантазия Джоан Роулинг, однако описано несколько мест в Лондоне, которые существуют на самом деле.

Лондонский зоопарк

Этот зоопарк - самый старый научный зоопарк в Лондоне и один из крупнейших зоопарков во всем мире. Именно здесь, в Доме Рептилий, Гарри обнаружил у себя магические способности и способность понимать змеиный язык.

Мосты Лондона

На мосту Ламберт была сжимался магического автобуса, а пешеходный мост Миллениум по сюжету разрушается приспешниками Волан-де-Морта, Пожирателями Смерти.

Вокзал Кингс Кросс

Очень важное место для всех юных волшебников - это вокзал Кингс Кросс. Именно с него, с платформы 9 ¾ юные волшебники отправлялись на поезде в Хогвартс. Вокзал реально существует в Лондоне. А на входе на платформы 9, 10 и 11 сейчас можно увидеть тележку, которая наполовину исчезает в стене, и табличку «Platform 9 ¾».  Снаружи располагается еще одно памятное место для фанатов Гарри Поттера - неоготический вокзал Сент Паркрас, на фоне которого Гарри и Рон пролетали на волшебном форде «Англия».

Путешествие на поезде «Хогвартс-Экспресс»

Поезд Хогвартс-Экспресс – это тоже вполне реальный поезд, курсирующий по виадуку над долиной Гленфиннан. Этот поезд и этот маршрут были выбраны из-за удивительной красоты здешних мест.

Можно также совершить виртуальное путешествие «По местам съемок фильмов о Гарри Поттер» и познакомиться с другими городами Англии: 10 удивительных мест в Лондоне, связанных с Гарри Поттером

 

Знакомство-игра с книгами Тамары Крюковой «Двери нерассказанных историй» и «Двери города книг»

«Двери…» - замечательные книги, они читаются на одном дыхании. Каждая глава – это новая дверь, сюда могут попасть только тот, кто хочет стать писателем. В Городе книг читатель вместе с героями приоткрывает двери, чтобы узнать очередную историю.

«Дома тут были на редкость узкие и лепились друг к другу как книжки на полке, поэтому от дверей прямо в глазах пестрило. Добротные и плохонькие, из мореного дуба и из грубо оструганных досок, с вычурной резьбой и гладкие, с витиеватыми медными ручками и замысловатыми замками и обшарпанные, которые запирались лишь на гвоздик. Над некоторыми висел крендель, или сапожок, или змея, обвивающая рюмку, что сразу говорило о профессии хозяина… Что за этими дверьми? Вон за той высокой, белой дверью с позолотой наверняка прячется очень красивый роман. А разве может произойти нечто значительное за скромной дверцей, возле которой висит кованый сапожок, извещая о том, что здесь живет сапожник…»

Сюжеты повестей дают немало идей для книжных игр:

- По ходу чтения можно угадывать сюжеты многочисленных известных литературных произведений («Русалочка» Х.-К. Андерсена, «Принц и нищий М. Твена» и др.)

- Можно сочинить продолжение любой истории, а потом прочесть решение автора

- Можно придумать историю о своем городе (настоящем или по прочитанным книгам)

- Т. Крюкова на личной странице ВКонтакте предлагает игру в писателя: «Вы видите фотографии дверей. Выберите любую и напишите, что за ней скрывается: жанр истории и о чем она, буквально одно-два предложения».  (См. картинку)

Рекомендации составила Т.А. Степанова, заведующая сектором методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных