(выбор специалистов сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством)

Для проведения мероприятий предлагаем обратиться к следующим литературным произведениям, адресованным, в первую очередь, учащимся среднего школьного возраста. На основании одного из выбранных текстов из представленных ниже можно построить мероприятие, проводимое в рамках акции «Читаем детям о войне».

Олефир С.М. Когда я был маленьким, у нас была война…

Все рассказы этого сборника имеют автобиографический характер, в них рассказывается о детстве, проведенном их автором в годы немецкой оккупации в одном из украинских сел.

Прочитав достаточно короткие по своему объему рассказы этого сборника, довольно просто составить картину из ярких деталей детства автора. Язык рассказов очень прост для восприятия детьми, а логика повествования воссоздает всю тяжесть пережитого.

Но, тем не менее, нам представляется целый мир происходящих событий глазами ребенка, который любопытен и попадает в опасные для своей жизни, а порой и забавные истории.

Ботева М.А. Сад имени Т.С.

По мнению автора книги, историю своей семьи нужно узнавать прежде всего для того, чтобы познать непосредственно себя и жизнь вокруг. Повествование ведется от первого лица, что позволяет видеть все происходящее глазами девочки-подростка.

Переехав в квартиру на шестнадцатом этаже своего нового дома из деревни, герои находят ящик, стены которого «были обиты то ли железом, то ли толстой фольгой» с личными вещами и документами, «старинными бумагами».

После возвращения мамы ребят от тети выясняется, что прадедушка Трофим Матвеич Савоськин, коробку с вещами которого, нашли при переезде, – герой войны.

На повествовании об этих деталях из семейной жизни и заканчивается первая часть «Зима» этой книги.

Последующие события, представляются в разных главах: «Весна», «Лето», «Осень».

С одной стороны, в книге перед нами глазами девочки Светы Казанцевой представляются взаимоотношения между всеми членами ее семьи. Порой они достаточно непростые. А с другой стороны, именно находка ящика с документами и фотографиями прадедушки Трофима будто заново становится стимулом обращения ребят к подвигу их дедушки, отец которого погиб на фронте.

Пожедаева Л. В. Война, блокада, я и другие…

Автор этой книги родилась в Ленинграде в 1934 г.

Блокада началась в то время, когда автору сборника стихов и рассказов было всего шесть с половиной лет. Отца Людмилы Пожедаевой призвали на фронт, мать – тоже. При первой эвакуации летом 1941 поезд с детьми, в котором ехала девочка, был разбомблен немецкой авиацией. Погибло больше половины детей. Чудом спасшись, она, контуженная, попала в Ленинград. И именно здесь ей предстояло пережить страшную зиму 1941-1942 гг. перед тем, как её эвакуируют.

В послевоенное время Л. Пожедаева окончила два университета.

Само издание «Война, блокада, я и другие…» представляет сборник стихов и рассказов о событиях периода блокады Ленинграда.

С первых стихотворных строк реквиема «У войны не детское лицо» мы погружаемся в тяжелое военное время, которое, без сомнения, оставило глубокий отпечаток на судьбах всех переживших его взрослых людей и детей.

 

Материал для проведения мероприятия в форме беседы-обсуждения по рассказу Нисона Ходзы «Елка» (для детей среднего школьного возраста)

Перед проведением мероприятия необходимо распечатать сами тексты рассказа Н. Ходзы «Елка», который участники беседы должны прочитать заранее.

В начале самого мероприятия (перед заранее подготовленными ответами детей) стоит сказать вводное слово (краткую историческую справку) о блокаде Ленинграда и о самом авторе рассказа Н Ходзе.

Никос Ходза в годы блокады Ленинграда, не оставляя работу в Комитете по радиофикации и радиовещанию радиокомитете, участвовал во всех видах оборонительных работ: он дежурил на крышах и тушил зажигательные бомбы, рыл противотанковые рвы, а также разбирал завалы обрушившихся зданий. В это же время он писал фронтовые очерки, готовил радиопередачи, разыскивая свидетельства блокадных дней и письма блокадных детей.

А спустя 30 лет после освобождения Ленинграда, в 1974, Никос Ходза опубликовал книгу рассказов для детей «Дорога жизни», подготовленную вместе с художниками В. Гусевым и В. Бекаравайным. Этот уникальный сборник дает детям представление обо всем периоде блокады Ленинграда.

Ниже приводится список вопросов, ответы на которые озвучат участники. Можно разделить группу (класс) на пары, каждой из которой поручается ответить на определенные два вопроса.

Вопросы для обсуждения

  1. Как вы думаете, о каком периоде Великой Отечественной войны идет речь в этом рассказе?
  2. Кто главный герой рассказа?
  3. Почему Генка не боялся обстрелов? Зачитайте выразительно отрывок из рассказа, повествующий об этом.
  4. Зачитайте отрывок о том, почему у всех людей стала одинаковая походка.
  5. Почему мальчик каждый раз считал до двадцати, поднимаясь на этаж за этажом своего дома?
  6. Какие мысли главного героя существенно облегчали его путь домой?
  7. Как звали друга Генки, в квартиру которого он зашел по пути домой?
  8. Зачитайте предложения, описывающие условия жизни Тимки.
  9. Что сделал Генка, чтобы растопить печь в квартире друга?
  10. Как изменилось настроение Тимки, когда растопили печь в квартире?
  11. Что ответил Генка на вопрос о том, зачем его вызывали в школу?
  12. Как отреагировал Тимка на радостную новость?
  13. В чем он заподозрил друга, когда тот не смог сразу найти талон на елку в сумке?
  14. Почему Тимка съел весь запас хлеба на два дня?
  15. Сколько граммов хлеба полагалось съедать за один день? Почему нельзя было сразу съедать весь запас?
  16. Что произошло, когда мальчики стали собираться выходить на елку?
  17. Почему Тимка остался дома, а не пошел вместе с другом?
  18. Зачитайте отрывок, рассказывающий о пути Генки до Дворца пионеров.
  19. Почему мальчик не мог догнать других ребят?
  20. Было ли интересно само праздничное представление ребятам, собравшимся в зале?
  21. Что они хотели найти на самой елке?
  22. Почему Генке дали угощение только по одному талону?
  23. Как вы думаете, почему мальчик не мог есть свое угощение сразу здесь в столовой?
  24. Как поступил Генка по отношению к своему другу Тимке?
  25. Зачитайте последнюю часть рассказа. Как вы думаете, что случилось с Тимкой?

Полный текст рассказа здесь https://litlife.club/books/310157/read?page=4

 

Материалы для проведения беседы-обсуждения по книге О. Громовой «Вальхен» (для старшего школьного возраста)

Вальхен. Ольга Громова; худож. М. Чечулина (Greta Berlin) [авт. обл. luviiilove]; [послесл. Е. Ямбурга]. — М.: КомпасГид, 2021. — 424 с.

Вступление:

"Вальхен" - новый долгожданный роман Ольги Громовой, автора книги "Сахарный ребёнок", - выдержавшей уже восемь изданий в России и переведённой на десяток языков от французского до тайского. Через историю жизни Вальхен и её старшей подруги Наташи, через мельчайшие исторические детали и бесчисленные человеческие судьбы создаётся картина эпохи. Как и в "Сахарном ребёнке", в основе "Вальхен" - подлинные судьбы многих людей. Задумав писать книгу, Ольга Громова встречалась с удивительными, почти фантастическими фактами, деталями и сюжетами. Писательница проделала огромную работу в архивах. «За пять лет работы я собрала такое количество материалов о периоде Второй мировой войны, что впору создавать музей. И не все вошло в книгу. Иногда детали подсказывали целые сюжеты. Так из одной фотографии, сделанной немецким офицером в оккупированном Харькове, выросли четыре героини второго плана - беженки из Севастополя. История о том, как библиотекари в оккупированном городе спасают книги из разрушенной библиотеки - подлинная, из архивных дневников времен оккупации Украины».

Никто не выбирает, в какое время рождаться, герои «Вальхен» - в том числе. Безоблачное крымское лето. Впереди у тринадцатилетней Вали каникулы: купание, чтение, разговоры с лучшей подругой. А потом - седьмой класс и четыре года отличной учёбы ради мечты поступить в медицинский. И дальше - целая жизнь.

Но 22 июня 1941 года грянула война, и каждый день приносил перемены. Вот исчезли с улиц молодые мужчины. Вот уже часами нужно стоять за самыми простыми продуктами, а потом и вовсе получать их по карточкам. Вот в дома ворвались оккупанты, а на столбах и стенах появились прежде немыслимые приказы и угрозы.
Пройдёт несколько месяцев и девочку отправят вместе с сотнями других в Германию, где на неё навесят знак "OST", как клеймо: "остарбайтер" - не человек, а дешёвая рабочая сила. Тяжёлый труд, несправедливость, лишения - и взросление, знакомство с удивительными людьми, которые называют её по-немецки: Вальхен.

Основная часть: чтение вслух отрывка из книги. (Текст отрывка - в приложении, он также размещен: https://godliteratury.ru/articles/2021/02/23/valhen-olgi-gromovoj)

Заключение: рефлексия, обсуждение прочитанного.

Примерные вопросы:

- Что нового о войне вы узнали из рассказа?

- Кто такие остарбайтеры?

- Почему Валя оказалась на чужой земле?

- По какой причине фермер Клаус взял девочку? (Чтобы спасти от голодной смерти)

- Как относились к ней в немецкой семье?

- Почему было опасно показывать хорошее отношение к девочке из России?

- Как вы думаете, какой оказалась участь Наташи?

- Какой, на ваш взгляд, главный рецепт выживания в аду?

- Какие чувства вы испытываете, познакомившись с сюжетом?

- Какие слова из отрывка вам были раньше не знакомы?

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!