В ходе библиотечных исследований, предпринятых Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина «Подросток в мире книг и информации» (2002–2003), «Золотая полка детской литературы» (2004), были выявлены проблемы, с которыми сталкивались библиотеки, обслуживающие детей и юношество.

Выводы были однозначны: практически ни в одной сельской библиотеке книжные фонды не устраивают ни библиотекарей, ни читателей. В некоторых районах в библиотеки годами не поступала новая литература.

Проект «Дорога к чтению» возник как реакция специалистов нашей библиотеки на такую ситуацию. Стало ясно, что если власти и общество не понимают, почему важно поддерживать чтение, это становится главным препятствием на пути развития библиотечного обслуживания юных читателей. Необходимо было решительно действовать в поддержку чтения. Успех такой деятельности зависел от изменения отношения широких кругов общественности и органов власти муниципальных образований к проблемам детского чтения.

На первом этапе был разработан план проведения комплекса мероприятий в библиотеках Опочецкого, Пыталовского, Стругокрасненского и Себежского районов Псковской области. Он был осуществлен при финансовой поддержке Института международного сотрудничества немецкой ассоциации народных университетов. Партнёрами ПОБДЮ им. В. А. Каверина стали преподаватели и студенты факультета начального образования Псковского педагогического института. Факультет готовит учителей начальных классов и заинтересован в том, чтобы будущие воспитатели обладали высокой читательской культурой, опытом публичных выступлений, умели вести свою работу в партнерстве с библиотеками. Всё это студенты могли приобрести во время участия в совместных акциях проекта «Дорога к чтению».

«Дорога к чтению» представляет собой комплекс мероприятий, рассчитанных на разные категории участников:

  • круглые столы с участием представителей органов муниципального самоуправления, широких кругов общественности (в том числе учителей, родителей, библиотекарей, журналистов, творческой интеллигенции); 
  • выездной читальный зал и книжные выставки для детей;
  • обучающие семинары, библиографические обзоры новинок детской литературы;
  • презентации электронных ресурсов и возможности их использования в работе с детьми; 
  • организация обсуждения проблем общественностью на страницах местной печати.

Тематику круглых столов и выступлений определяли библиотекари тех районов, где они проходили: «Читающие дети – читающая нация» (Себеж), «Человек читающий как ресурс развития района» (Пустошка), «Читающие дети: взрослые заботы о детском чтении» (Плюсса). Тематика выступлений базировалась на результатах исследований и анализе деятельности за последние 10 лет. Язык цифр и фактов был лучше понятен представителям муниципальных органов власти.

Активными участниками дискуссий были не только сами библиотекари, но и учителя, воспитатели, родители, равнодушных среди них не было. Поэтому результатом многих круглых столов стали не только обращения участников к жителям районов, но и решения о создании муниципальных программ поддержки и развития детского чтения.

Сегодня мы можем говорить о том, что подобные программы успешно работают. Примером может служить программа «С книгой в XXI век», ставшая частью межведомственной целевой районной программы «Молодёжь Гдовщины». В рамках этой программы с 2007 года проводятся региональные Чудские чтения, утверждена премия главы администрации Гдовского района «Лидер чтения», увеличилось бюджетное финансирование на комплектование детской литературы.

В 2006 году Гдовская районная детская библиотека стала победителем областного профессионального конкурса «Библиотека года». Сегодня такие программы успешно работают в Опочецком, Гдовском, Пустошкинском, Палкинском, Островском районах Псковской области. Одной из проблем муниципальных образований является отсутствие в них книжной торговли. Существовавшая ранее сеть книжных магазинов практически ликвидирована, остались лишь небольшие отделы в универсальных магазинах со скудным ассортиментом. Так что доступ ребёнка к книге сузился до рамок детской и школьной библиотеки. Поэтому мы посчитали необходимым дать детям возможность познакомиться с книжными новинками, электронными изданиями, поступившими в фонд ПОБДЮ им. В. А. Каверина. Наши выставки носили оттенок провокационности. Мы хотели показать взрослым, чего лишены их дети. У детей представленные новинки вызвали огромный интерес, а взрослые убеждались в том, что дети читать хотят, им нужно просто дать возможность взять в руки новую современную книгу. Успешность деятельности любого учреждения зависит от уровня профессионализма его сотрудников. Библиотека в этом не исключение.

Уровень профессионализма библиотекаря должен расти, двигаясь вслед за постоянно изменяющимися условиями среды, пополняя свой методический багаж. В рамках акции «Дорога к чтению» прошли обучающие семинары для сельских и школьных библиотекарей: «Диалоговые формы работы с книгой», «Развитие творческого потенциала библиотекаря», «Новые методики работы с детьми» и др.

Проблемы, поднимаемые на круглых столах, широко обсуждались на страницах местной печати, привлекая внимание жителей районов: «Мы обращаемся к законодательной и исполнительной власти, к общественности и лично к каждому жителю Плюсского района с просьбой поддержать нашу инициативу по созданию районной программы развития и поддержки чтения, внеся свои предложения и приняв участие в районных акциях в поддержку чтения и книги» (из Обращения участников круглого стола Плюсского района от 27 сентября 2007 года).

Благодаря этому муниципальные программы поддержки и развития детского и юношеского чтения получили широкую общественную поддержку. Дальнейшее развития проекта нацелено на создание областной комплексной программы поддержки и развития чтения.

(Библиотека в школе. - 2008. - №22)

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!