«Библиотека»

Абубакирова, М. Играем по правилам / М.Абубакирова // Библиотека. - 2016. - № 4. - С. 15-17. - (Победа в конкурсе - это реально)

О грамотном оформлении заявки на получение грантов рассказывает член комиссии конкурса на получение областных грантов.

Прежде чем принять участие в конкурсе необходимо детально изучить порядок проведения конкурса, обратив внимание на сроки предоставления документов и их полный список.

Среди рекомендаций написания текста заявки выделяются особо соответствие целям конкурса, логическое изложение, простота языка представления.

Если говорить о плане проекта, который нужно будет реализовать, необходимо изложить наименование работы, дату реализации, ресурсы, источники финансирования, ответственного исполнителя.

Гришонкова, Т. От старины глубокой до века электроники / Т. Гришонкова // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 62-66. - (Уроки книжной грамотности)

В статье приводится сценарий библиотечно-библиографического урока, который способствует формированию устойчивого интереса к истории книжного дела и развитию навыка ориентации в библиотечном пространстве. В ходе занятия представляется не только история появления книг и библиотек, а также происходит обращение аудитории к фондам библиотеки и ознакомление с каталогами и картотеками.

Само мероприятие включает следующие основные части: после вступительного слова раскрывается история книги и книжного дела (в сопровождении слайд-презентации), затем предлагается ответить на вопросы, а затем раскрыть определения терминов (при помощи обращения к литературе, представленной на книжной выставке).

Перетяка, Н. Библиометаморфозы, или История о том, как мы устояли и окрепли в меняющемся мире / Н.Перетяка // Библиотека. - 2016. - № 4. - С. 10-14. - (Былое день нынешний)

О развитии библиотечного дела в Калининградской области и об Областной детской библиотеке им.А.П. Гайдара, Областной научной библиотеке (г.Калининград), которые в 2016 году отметили свои юбилеи.

Наиболее значимым проектом Областной научной библиотеки является «Дни литературы в Калининградской области», в рамках которого проводятся различные фестивали («С книгой в XXI век», «Читающий Калининград», поэтический фестиваль «СЛОWWWO»).

Шевелева, Т. Восхождение к мастерству / Т.Шевелева // Библиотека. - 2016. - № 4. - С. 18-20. - (Кадры. Повышение квалификации)

С целью активизации процесса непрерывного совершенствования библиотечных кадров организационно-методический отдел МБУК «Централизованная библиотечная система Златоустовского городского округа» разработал и внедрил в практику новую методику - индивидуальные образовательные маршруты.

Сама методика индивидуальных образовательных маршрутов опирается, прежде всего, на стремление самой личности библиотечного специалиста к развитию и на ее нацеленность на результат. Таким, образом, выделяются три основных направления совершенствования профессиональной компетентности: самообразование, деятельность в библиотечном сообществе, участие в профессиональной жизни коллектива.

Отметим, что индивидуальные образовательные маршруты являются составной частью самообразования и рассчитаны на библиотечных работников, у которых нет специального образования, и стаж работы которых составляет менее трех лет. По окончании прохождения маршрута проходит открытый марафон, в ходе которого библиотекари обмениваются приобретенными знаниями и внедренными в практику современными методиками работы.

Как правило, карта индивидуальных образовательных маршрутов библиотекарей включает определение(тему) направления маршрута, раскрытие содержания деятельности, ее результат и внедрение в практику библиотечной деятельности.

Щербакова, Г. Бывает интересно все то, что неизвестно / Г.Щербакова // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 43-46. - (Выставка: какой ей быть?)

О выставочной деятельности библиотечно-библиографического обслуживания как сочетании традиций и инноваций.

Центральная библиотека г. Йошкар-Ола проводит деятельность по различным направлениям (краеведческое, экологическое, историко-патриотическое, нравственное и духовное, правовое и эстетическое), в рамках которых и подготавливаются тематические, краеведческие и персональные выставки.

Тематические выставки посвящены важным событиям в стране и мире и привлекают своей информативностью и доступностью. На них присутствуют иллюстрации, эмблемы, фотографии. В статье приводятся примеры таких выставок:

  • выставка-экспозиция «Космос - это мир, в котором мы живем» (Год российской космонавтики);
  • выставка-панорама «От Руси к России» (Год российской истории);
  • выставка- размышление «Дом наш, планета Земля» и др.

Краеведческие выставки оформляются к каким-либо историческим событиям, связанным с родным краем, например: «Взгляд на любимый город» (фотовыставка, материалы были представлены читателями библиотеки).

Все более востребованными в современном обществе становятся выставки-конфликты, дискуссии, размышления. Они носят психологический характер и адресованы, в первую очередь, школьникам и студентам с целью помощи в преодолении трудной жизненной ситуации (например, экспозиции «Унесенные дымом», «Есть над чем подумать»).

Читателей юношеского возраста привлекут материалы нестандартно оформленные, с оригинальным названием:

  • «Бывает интересно, все то, что неизвестно»;
  • «Наше время, молодежь!»;
  • «БиблиоCafe» (пища для насыщения ума и удовлетворения души; меню-разделы для каждой категории пользователей).

Щиголева, Г. Наперегонки с яблочным ежиком / Г.Щиголева // Библиотека. - 2016. - № 4. - С. 56-59. - (Мир детства)

Отдел для дошкольников Орловской детской библиотеки им.М.М. Пришвина проводит игру «Если б Пришвиным я был!», в ходе которой дети принимают участие в «книжных прятках» по произведениям писателя, разгадывают кроссворд, проявляют эрудицию в викторине «Угадай, какая птица поет?». Следуя сюжетам книг М.М. Пришвина, читатели младшего дошкольного возраста принимают участие в настольной игре «В краю дедушки Мазая». Передвигаясь по игровому полю, они отвечают на вопросы по произведениям писателя-натуралиста, спасая животных и птиц от наводнения.

Развлекательно-познавательная игра «Солнышко в ладошке» прошла под девизом «Оранжевые книжки девчонкам и мальчишкам!». Придя в библиотеку, все посетители попадали в царство оранжевого цвета, в котором все предметы (столы, игрушки, книги) были оранжевыми. Ребята приняли активное участие в конкурсах и эстафетах: сборе «Апельсинового урожая», отгадывании «Оранжевых загадок», в беспроигрышной «Фруктовой викторине», сооружении «апельсиновых скульптур».

 

«Библиотека в школе»

Козлякова, В. Язык родной, дружи со мной / В.Козлякова // Библиотека в школе. - 2016. - № 3. - С. 53-55. - (Книжные палаты)

Обзор литературы по русскому языку и языкознанию для детей среднего старшего школьного возраста, включающий издания об истории русского языка, русской письменности, происхождении и значении слов, создании славянской азбуки, особенностях разговорного стиля.

Маршакова, М. Привет, давай, почитаем... / М.Маршакова // Библиотека в школе. - 2016. - № 3. - С. 20-27. - (Работа с читателями)

Обзор современной детской литературы, подготовленный учителем литературы, раскрывает главные темы, освященные в современной литературе российских и зарубежных авторов.

Так, в книге американской писательницы и педагога Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» поднимается проблема инклюзивного образования, вопрос ценности жизни близких людей. В повести О.Громовой «Сахарный ребенок» описывается реальная история девочки из прошлого века. На ее долю выпали серьезные испытания: лишения и скитания, болезни, голод. Сам текст книги написан языком, понятным для подростка.

В произведении Гюса Кеера «Книга всех вещей» вопросы взаимоотношений с родителями описываются многогранно. Главный герой Томас в своем дневнике «Книга всех вещей» пишет о том, что «счастье начинается тогда, когда перестаешь бояться».

Темы семьи и выбора поднимается и в повести Дины Сабитовой «Где нет зимы», в книге Петера ванн Гастела «Зима, когда я вырос».

В историческом приключенческом романе Маркуса Зузака «Книжный вор» автор обращается к событиям, происходящим в маленьком немецком городке Молькинг во время Второй мировой войны.

В повестях американского писателя Гэри Шмидта «Битвы по средам» и «Пока нормально» затрагивается тема войны, проблема отношения к книге и искусству. Отголоски войны слышатся и в повести из сборника Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее - смерть». В ней приключенческий и историко-детективный элемент подразумевают очень динамичное представление событий.

В повести Бориса Алмазова «Посмотрите - я расту», в сборнике «Самый красивый конь» также присутствуют отголоски войны.

Романенко, И. Литературная зарница / И.Романенко // Библиотека в школе. - 2016. - № 4. - С. 38-43. - (Работа с читателями)

Сценарий литературной зарницы по книгам о Великой Отечественной войне, в ходе которой участники проходят восемь различных этапов (рубежей), выполняют определенные названием этапа действия и знакомятся с конкретными аспектами военной науки, создают рекламу книги о войне, позывной из которой им достался. После подведения итогов и оглашения результатов участники приглашаются на привал.

В этом познавательном квесте исследовательские, интеллектуальные и творческие задания сочетаются друг с другом, что дает участникам возможность в игровой форме сформировать навыки быстрой реакции в нестандартной ситуации.

Игра начинается с общего сбора, на котором озвучиваются правила, формируются команды, распределяются роли внутри команд.

В сценарии приводится оформление и содержание заданий каждой площадки и каждого рубежа: «КПП», «Узел связи», «Топографический гений», «Пойми меня», «Военный эрудит», «И снайпер, и минер», «Зоркий сокол», «Военные корреспонденты».

Романенко, И. Узнай писателя / И.Романенко // Библиотека в школе. - 2016. - № 4. - С. 46- 48. - (Работа с читателями)

Из опыта работы Нижегородской государственной областной детской библиотеки (г.Нижний Новгород).

Библиотечными специалистами была оформлена интерактивная стена «Узнай писателя», на которой были помещены зашифрованные послания, касающиеся фактов биографии классиков русской литературы. При подготовке заданий подобного рода учитывается обращение к тем знакам и символам, которые бы помогли узнать предложенную личность и раскрыть смысл зашифрованного послания. Таким образом, были представлены элементы портрета писателя, известные цитаты из произведений.

Руднев, В. Сказка о толстом ребенке / В.Руднев // Библиотека в школе. - 2016. - № 4. - С. 23-25. - (Внутренняя работа)

Автор статьи предлагает вниманию специалистов неожиданный взгляд на инклюзивное образование.

Цель инклюзивной школы - создание образовательного пространства, обеспечивающего каждому учащемуся интеллектуальное, социальное, личностное и духовное развитие. Тем самым инклюзия подразумевает равенство всех детей в системе образования. Далее приводится краткий обзор дореволюционной литературы, в которой полнота становится объектом иронии.

Библиотерапевты выделяют разновидности литературы, восстанавливающие душевные силы: книги о кумирах и идеалах; произведения, воспитывающие доброту, милосердие и оптимизм; описывающие дружбу, красоту природы, заставляющие сопереживать героям в трудной жизненной ситуации; юмористическая литература.

Для формирования моделей поведения личности в цивилизованном обществе можно использовать сборник оригинальных разработок уроков чтения в начальной школе серии «Я иду на урок» (Библиотека «Первого сентября»). При акцентировании внимания на нашей теме стоит включить и мероприятия, посвященные Дню борьбы с ожирением (25 мая). При их проведении целесообразна работа со следующими текстами: сказка «Царь Пузан» К. Чуковского, повесть Ю.Третьякова «Толстый мальчишка Глеб», повесть С.Лукьяненко «Пророк и Сумрак».

При подведении итогов урока можно задать следующие вопросы:

Изменилось ли ваше отношение к полным сверстникам после прочтения этих произведений?

  • Какой из текстов останется в вашей памяти и почему?
  • Какие чувства вызвали у вас герои произведений?
  • Приходилось ли вам смеяться над полными детьми?
  • Почему нельзя высмеивать чужие недостатки, показывать отрицательное отношение к внешним данным других людей, отличающихся от вас по росту и весу?

 

«Библиотечное дело»

Александровец, Е. Программное планирование как основа деятельности / Е.Александровец // Библиотечное дело. - 2016. - № 7-8. - С. 54-56. - (Библиотечная столица - 2016)

Библиотеки Калининградской библиотечной системы работают по таким актуальным направлениям, как духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание, региональное краеведение, помощь школьному образованию, финансовое просвещение и другим.

Культурно-просветительская работа проводится по пяти программам: «Чтение как самовыражение», «Мое Отечество», «Библиотека и семья», программа в помощь социальной адаптации незащищенных групп населения «От сердца к сердцу», программа по литературному краеведению «Библиотека-музей как форма сохранения и изучения культурного наследия края». Основной целью программ и проектов библиотек является привлечение всех категорий населения к чтению.

В рамках программы «Чтение как самовыражение» осуществляется ежегодный литературный конкурс для детей и подростков «Янтарное перо», организуется две выставки («Читающий Калининград», «Читаем всей семьей») на площадкекрупного выставочного центра города.

На ежегодном поэтическом фестивале «Слоwwo» были представлены экспериментальные поэтические формы, в том числе визуальная поэзия, перформанс, мелодекламацию.

В результате уличного фестиваля поэзии и граффити «Стихи на стене» (при поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям») на фасаде одной из библиотек появился визуальный объект. А в течение второй части проекта состоялись флешмобы, литературная экскурсия «Книжный путь», встречи с поэтами города, заседание фан-клуба М.Ю.Лермонтова, литдайвинги по творчеству М.Горького и М.Лермонтова и хэппенинг.

Автор статьи во второй части представляет проекты, осуществляемые в рамках программ «Мое Отечество», «Библиотека-музей как форма сохранения и изучения культурного наследия края», «От сердца к сердцу».

Балуева, О. Где обучают самоучек? / О.Балуева // Библиотечное дело. - 2016. - № 7-8. - С. 60-61. - (Библиотечная столица - 2016)

О деятельности литературного объединения на базе Центральной библиотеки города Гусева (Калининградская область).

Для всех увлекающихся литературным творчеством в течение встречи членов литературного объединения был проведен мастер-класс представителями региональной общественной организации писателей Калининградской области. На страницах городской газеты появилась новая рубрика «Литературный микс» («ЛитМикс»). Таким образом, целая газетная полоса стала своеобразным литературным салоном, представляя стихотворения калиниградских авторов.

Кузнецов, Б. Когда в классике становится тесно / Б.Кузнецов // Библиотечное дело. - 2016. - № 6. - С. 33-35. - (Издательская деятельность)

Из истории литературного конкурса «Новая детская книга».

О проблеме перестройки и обновления детской литературы, которая обострилась в период кризиса 2008 года. Автор статьи указывает следующие причины: богатая литературная традиция русской классики, переиздания различных книг для детей новыми в тот период издательствами. В этих условиях и зародилась идея о литературном конкурсе, при помощи которого можно получить современную картину детских авторов. За несколько лет проведения конкурса было получено 16800 работ, издано более 70 книг.

В шестом сезоне конкурса появилась номинация «Новая детская иллюстрация», в рамках которой были представлены работы молодых иллюстраторов.

Леонтьева, Т. Сохраним для потомков / Т.Леонтьева // Библиотечное дело. - 2016. - № 5. - С. 37-41. - (Библиотечный калейдоскоп)

Краеведение является одним из важных направлений деятельности библиотек Калужской области. Во всех библиотеках ведутся «Летописи родного края», папки-накопители по краеведению (например, «Никто не забыт, ничто не забыто», «В земле наши корни», «Экология и природа родного края», «Наш край Великой родины частица», «Поэзия российских деревень», «Наши земляки», «Костюм нашего края»).

Информационный ресурс «Летописи родного края» включает информацию и историю в лицах, которая сохранится для потомков его родного края. Летописи создаются библиотекарями, они отражают значительные события на территории поселений. Приложения к ним разрабатываются в форме альбомов, которые включают газетные материалы, рукописные материалы из семейных архивов, биографии знаменитых земляков, письма земляков-участников Великой Отечественной войны, родословные односельчан и др. Сами библиотекари районов продолжают работу по изучению истории сел и деревень, сбору фактов, способствующих воссозданию истории родного края.

Содержание краеведческих баз данных определяется каждой библиотекой Калужской области самостоятельно.

В заключение приводятся примеры проектов краеведческой направленности, научно-практических конференций, экскурсий по родному поселению и краю, проводимых библиотекарями области.

Позина, М. Креативный аспект букроссинга / М.Позина // Библиотечное дело. - 2016. - № 5. - С. 42-43. - (Библиотечный калейдоскоп)

Из истории возникновения букроссинга. Креативность букроссинга заключается в переходе книг от человека к человеку, делая читателей участниками процесса возврата к традиционному чтению. Было сразу оценено его способность популяризовать печатную книгу и чтение.

Суздалев, С. Книги обретают паруса / С.Суздалев // Библиотечное дело. - 2016. - № 7-8. - С. 52-53. - (Библиотечная столица - 2016)

О проведении уникальных патриотических акций «Прикоснись к Знамени Победы» и «Спасибо за Победу!», проведенных Светловской централизованной библиотечной системой (Калининградская область) при поддержке городского Совета ветеранов и окружном отделении общественной организации «Союз советских офицеров».

В ходе эстафеты «Прикоснись к Знамени Победы» Знамя Победы передавалось поочередно в учебные заведения округа, где были организованы общешкольные линейки, тематические литературно-художественные выставки, конкурсы рисунков, циклы патриотических часов. Каждая передача Знамени превращалась в торжественную церемонию. Затем оно было передано участникам автомобильного пробега по местам боевых захоронений советских воинов на территории округа и области.

На парусниках «Мир», «Седов» и «Крузенштерн», пришвартованных у причалов Калининграда организованы передвижные библиотеки. Совместно с курсантами судна «Крузенштерн» были проведены тематические литературные вечера, а библиотечка «70 книг о Победе» стала гармоничной частью выставки, составленной из экспонатов ведущих российских музеев. Экспозиция была развернута более чем в 20 портах, где швартовалось само судно. А итоговая встреча по результатам проекта, проведенная в форме «Biblioчетверга» стала завершающей. Весь маршрут передвижения выставки по разным портам освещался на выставке «Голос проекта» и на сайте самой библиотеки.

 

«Современная библиотека»

Алексеева, Н. Интересности, ассоциации и друзья / Н.Алексеева, О.Гаврикова // Современная библиотека. - 2016. - № 4. - С. 64-67. - (Опыт)

Липецкая областная детская библиотека в рамках Года литературы провела целую серию мероприятий в разных формах: акции, праздники, конкурсы, викторины, творческие встречи с писателями и выставки.

Литературное путешествие «Морское турне по книжной стране» в рамках Всероссийской акции «Библионочь» предполагало круиз дружной команды из гостей праздника по библиотечным островам: «Астролябия», «Кубрик». В «Навигацкой школе» дети учились вязать морские узлы, в «Дайвинг-клубе» прошел мастер-класс по лепке морских обитателей. В «Рубке» была организована игра в интеллектуальный морской бой. На «Причале» была представлена выставка моделей парусников, военных кораблей, катеров, яхт, лодок, лайнеров и пароходов. В «Кают-компании» можно было принять участие в танцевальном мастер-классе.

Цикл встреч «Любимой книжки юбилей», книжные вечеринки пользуются популярностью у аудитории. Литературно-патриотическая зарница «Дети Великой войны» познакомила ребят с произведениями-юбилярами. В рамках игры «Кто сказал «мяу»?», приуроченной к юбилею книги В.Сутеева и Всемирному дню кошек было организовано несколько площадок для прохождения командами этапов: кэт-мастерская, кис-галерея, пушистый театр. В соответствии с тематикой праздника была оформлена книжная выставка.

В преддверии Нового года в библиотеке состоялась большая книжная вечеринка «Морозные сказки». Команды совершили путешествия по различным станциям, выполняя различные задания.

Специалистами библиотеки была оформлена книжная выставка в Липецком театре драмы в рамках развития партнерских отношений. В День славянской письменности и культуры. В торгово-развлекательном комплексе библиотекари провели литературно-игровую программу «Веселые приключения на планете Чтение».

В детском парке прошло несколько внестационарных мероприятий: праздник «День семьи в кругу друзей», литературно-игровая программа «К школе готов!», широкоформатный книжный арт-фестиваль «Ш.К.А. F. на Дворянской».

Белова, С. Театр без границ / С.Белова // Современная библиотека. - 2016. - № 3. - С. 22-25. - (Идея)

Проект «Театр без границ» реализуется библиотекарями из Карелии как показатель расширения социальной роли библиотеки для решения проблемы организации культурного досуга для семей с маленькими детьми. Занятия студии проводятся в читальном зале детско-юношеской библиотеки. Для этого часть помещения превратили в импровизированную цену, отделив от зрительного зала кулисами реквизит и звуковое оборудование.

Проект стартовал 19 января 2015 г., получив грант на его реализацию. В течение двух месяцев шла подготовка: были написаны сценарии для двух спектаклей, закуплено оборудование, созданы декорации, прошли репетиции. На премьеру театрализованной программы были приглашены все желающие. В дни представлений показатели посещаемости и книговыдачи выросли в два раза.

Отметим, что все мероприятия в рамках проекта проходили по субботам, в удобное для детей и родителей время. В число волонтеров (для написания сценариев и для самих спектаклей в качестве актеров-кукловодов) вошли несколько пользователей детского абонемента.

Для оповещения всех желающих о предстоящих событиях и постановках студии была создана база для смс-рассылок и телефонных звонков.

Герц, Ю. Браво инициативе! / Ю.Герц // Современная библиотека. - 2016. - № 4. - С. 26-29. - (Идея)

О деятельности участников творческого объединения молодых библиотекарей «БРАВО» Таврической центральной межпоселенческой библиотеке им. К.А. Рябинина и поселенческих библиотек Таврического муниципального района Омской области.

На первом заседании творческого объединения было утверждено его название «БРАВО» (библиотекари, работающие во благо общества), девиз и положение.

С 2011 г. творческим объединением было проведены акции, например: «Подари ребенку радость творчества», «Молодежь против курения!», Неделя доброты.

Инновационным направлением в работе объединения стала реализация проекта «Летний читальный зал». В День Интернета для социально незащищенных жителей района был проведен День веб-знакомтсва с Интернетом «Первый клик».

В рамках акции «Библиотечная весна, или Ощущение чуда!» (приурочена к Международному женскому дню) все желающие могли принять участие в мастерской психолога «Осторожно! Мечты сбиваются!», в мастер-классе «Диалоги о красоте».

Участники экологического десанта «За чистоту родного края» и флешмоба «Мусору - нет!» очистили площадь города совместно с жителями района города.

Для оповещения о своих мероприятиях специалисты прибегают к распространению печатной продукции, к рассылке сообщений по электронной почте в рамках Дней рекламы.

На основе работ по итогам фотосессии «В объективе - молодые библиотекари» был создан ролик «Красивый библиотекарь».

Грицинина И. Школьный библиотекарь ... учится / И.Грицинина // Современная библиотека. - 2016. - № 3. - С. 76-77. - (В мире)

При разработке программы повышения квалификации Институтом повышения квалификации педагогических работников г. Тараза (республика Казахстан) учитывались следующие принципы: массовость, наглядность, умение раскрыть тему, применение ИКТ.

В системе повышения квалификации особое внимание уделялось современным требованиям, а именно: методике обучения компьютерной грамотности, ознакомлению с тенденциями развития современных информационных технологий; инновационным подходам позиционирования библиотек.

При реализации самих занятий было проведено исследование библиотек, в которых работают слушатели курсов, прошел мастер-класс «Создание виртуальной книжной выставки». Деловая игра и тренинг «Работа в команде» показали, что для успешной работы библиотеки необходимо правильно распределять участки работы среди ее сотрудников.

Анкетирование «Информационные технологии в работе школьных библиотекарей» позволило определить темы будущих семинаров.

Малышева, С. «Семейные среды» на Литейном / С.Малышева, Е.Мирошникова // Современная библиотека. - 2016. - № 4. - С. 72-73. - (Опыт)

В Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург) каждую неделю проходят «Семейные среды», в рамках которых все желающие дети и их родители участвуют в мастер-классах по рукоделию: от плетения и вязания до создания картонного города. Встречи сопровождаются чтением сказок, показом мультфильмов, знакомством с детской литературой и биографиями писателей.

Набиева, Е. Простая формула для непростой задачи / Е.Набиева // Современная библиотека. - 2016. - № 3. - С. 58-61. - (Опыт)

Из опыта работы муниципальной библиотеки № 26 им. Л.К. Татьяничевой Централизованной библиотечной системы Челябинска в рамках долгосрочной программы «Молодежь без книг - страна без будущего». Основная цель программы - установление эффективной обратной связи с молодыми пользователями библиотек, сформировывая информационную культуру и культуру чтения подрастающего поколения.

В рамках программы проходят занятия творческого литературного объединения «МОНОЛИТ» («Молодежь. Новости. Литература»). На базе объединения создан молодежный совет из 12 человек, которые являются активными организаторами и участниками поэтических нон-стопов, литературных опытов и интеллектуальных турниров. Библиотекари и молодежь работают в формате 4 D: «Демократия», «Доброжелательность», «Добровольность», «Дружелюбие».

Для привлечения молодежи в библиотеку проводились следующие мероприятия: «Ночь Триффидов», День шоколада (чемпионат по настольным играм) и другие.

Проект «Дайте мне шанс» реализуется совместно с отделом по делам несовершеннолетних администрации Курчатовского района и направлен на работу с молодежью, попавшей в сложную жизненную ситуацию. На постоянной основе в библиотеке работает бесплатная юридическая и психологическая службы Центра медико-психологической помощи, проводятся круглые столы, психологические тренинги, мастер-классы с участием членов молодежного совета библиотеки.

В рамках другого проекта «Живая библиотека» происходит нестандартный разговор с подрастающим поколением об общественных проблемах и предрассудках со специалистами разных профессий.

Шевцова, Е. Виртуальная выставка: мастер-класс / Е.Шевцова // Современная библиотека. - 2016. - № 3. - С. 30-35. - (ИКТ)

В отличие от традиционной книжной выставки виртуальная дает дополнительные возможности представления изданий и следующие преимущества: использование информационных технологий служит способом привлечения для всех категорий пользователей; возможность дистанционно знакомиться с выставкой; предоставление большого количества материалов; автономность запуска просмотра самой выставки с озвученным текстом; удобство представления в разных пространственных аудиториях; экономия пространства (стеллажи, стенды) при организации и демонстрации выставки; высокая степень сохранности книжного фонда.

Этапы создания виртуальной книжной выставки:

  • выбор темы;
  • создание папки на рабочем столе компьютера для хранения всего отобранного материала к выставке;
  • создание сценариев выставки;
  • сбор информации;
  • сканирование обложек издания, страниц текстов с иллюстрацией;
  • подбор фона для выставки;
  • отбор материала о творчестве писателя, произведения которого мы будем представлять.

На титульном листе (слайде) помещается следующая информация: наименование организации, при участии которой выпускается издание, знак информационной продукции; заглавие; подзаголовочные данные (пояснения); выходные данные, знак охраны авторского права.

Во второй части статьи приводится мастер-класс по циклу произведений А. Волкова.

 

«Школьная библиотека: сегодня и завтра»

Тарасенко, В. Папина вечеринка / В.Тарасенко // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2016. - № 3. - С. 44-46. - (Территория чтения)

О вечере, прошедшем в рамках работы студии «Юный журналист», которую посещают дети от 4 до 14 лет.

Темой для «Папиной вечеринки» была выбрана книга Эрика Карла «Морской конек». «Со мной наши малыши в безопасности. Обещаю» - девиз вечера. В течение встречи всем участникам было предложено нарисовать и склеить рыб - героев книги, что стало в результате настоящим театрализованным представлением. Завершилось мероприятие обзором новых детских книг (главные герои - папы), список которых приводится в конце статьи.

Шпаковская, Е. Библиотека «ГОРОД»: пространство для развития и действия / Е.Шпаковская // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2016. - № 3. - С. 19-24. - (Библиотечное пространство: в поисках гармонии)

Об организации пространства одной из муниципальных библиотек г.Санкт-Петербурга на основе идейного и визуального перевоплощения в технологии Edutainment, позволившей объединить образование и игру как эффективный метод познания ребенком мира. Концепция библиотеки-города позволила юному читателю, находящемуся в обновленном пространстве, почувствовать себя его хозяином, инициируя живой и творческий процесс развития.

В настоящее время эта библиотека представляет собой город в миниатюре с «разметкой на асфальте», домами на стенах (современными и сказочными). Город делится на Большой и Маленький, в нем располагается свой Парк развлечений, Академия и Театральная площадь. Фонд библиотеки открытый, он располагается на территории Маленького города (литература для дошкольников и младших школьников), Большого города (литература для старших школьников и родителей, периодика, электронные базы данных).

Сочетание развивающего оборудования и книжных фондов позволяет создать интересные пространства для индивидуальной работы и творчества, например: кабинет ученых, зеленая зона Аллеи с конструкциями из мягких кубиков.

Специалистами библиотеки проводят тематические циклы уроков в библиотеке: «Встречи с искусством», «Разнообразие народов - разнообразие культур», «Уроки мужества», «Я - петербуржец».

 

 

 

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!