Современную литературу России невозможно представить без произведений  на историческую тему. Историческая проза тесно связана с общественно-политической ситуацией нашего времени.

В середине 90-х годов традиционный исторический роман пережил тяжелый кризис, его перестали читать. Тиражи исторического романа стали быстро падать. Редко рождались и быстро умирали специальные серии, включавшие художественную историческую прозу. Ярким оставалось лишь имя писателя Дмитрия Балашова, ставшего главным передаточным звеном в литературной традиции исторического романа от советских времён к нашим. В чём причина такого упадка? Во многом это можно объяснить тем, что после распада СССР на страну обрушился поток разоблачений. Сгущались краски: каким отвратительным было советское прошлое! Ничего, кроме угнетения и репрессий. А в дореволюционной истории – имперство, деспотизм, культурная отсталость… Тем самым народ заставили отшатнуться от собственной истории.

Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов общественное сознание постепенно повернулось в сторону объективного анализа прошлого. Тем самым появились предпосылки для возвращения исторического романа. Ведь полновесный исторический роман трудно строить на основе ненависти  к прошлому. Он по духу своему позитивен и требует почвы, на которой можно дать положительный образ, пример, а глобальное отрицание истории такого идеала не даёт.

К концу 1990-х годов появились сильные, интересные романы А. Сегеня, А. Иванова, Г. Прашкевича, О. Елисеевой, Л. Бородина, М. Щукина. Исторический роман вновь расцвел. Сейчас он твёрдо стоит на русской национальной основе, патриотизме. Авторы исторического романа в наши дни гораздо больше внимания в своём творчестве уделяют проблемам русской народной истории, чем проблемам российской государственности. Хотя авторы в большинстве случаев высказывают самое положительное отношение к сильной национальной государственности, она интересует их в меньшей степени, чем народ.

Каким известным именам, событиям, важным моментам в судьбе Отечества посвящены современные исторические романы? Произведений, рассказывающих о дворцовой, придворной, чиновной жизни, немного. Да и в целом Москва и Санкт-Петербург не на первом месте у исторических романистов. Исключение составляют книга Далии Трускиновской «Чумная экспедиция» о чумном бунте в Москве XVIII века, книга А. Сегеня «Державный» (исторический портрет Ивана III) и романы О. Елисеевой, где  перед читателями проходит целая галерея государственных деятелей, вельмож, императоров – Екатерина II, Александр I, Николай  I, братья Орловы.

Большая часть исторических романов даёт картину жизни торгового, военного или деревенского люда, первооткрывателей новых земель. Это образы не очень знатных, но сильных, волевых, интересных личностей, которые «делают» российскую историю, преумножают славу и завоевания Родины.

Например, из романа Михаила Щукина «Ямщина» мы многое узнаем о Сибири времён царствования Александра I. Перед нами проходят судьбы и деяния деревенских жителей, ямщиков, торговцев из сибирской провинции. Передан их местный диалект.

Так же на задворках Московского государства – сначала в Астрахани, потом и вовсе в глухих, безвестных местах – происходит действие романа Леонида Бородина «Царица Смуты». Начало  XVII века, Смутное время. Две значимые фигуры Смуты – Марина Мнишек и атаман Заруцкий – силятся вновь зажечь пламя великих бунтов. Никаких более крупных политических фигур в произведении нет. Зато есть множество персонажей пониже рангом – дворяне ( в том числе главный герой книги – Олуфьев), казаки, посадские люди. У каждого – свои стремления, печали, страсти и всё те же извечные жизненные проблемы, которые существуют во все века.

О временах великих географических открытий в Сибири рассказывают романы Геннадия Прашкевича « Секретный дьяк», «На государевой службе». Мы видим здесь быт, дальние походы сибирских казаков, приказных людей, Семёна Дежнева, их интерес и любовью к богатому сибирскому краю. То же восхищение жизнеспособностью, выносливостью, трудовым подвигом русских первооткрывателей хорошо чувствуется в произведениях уральского автора Алексея Иванова «Сердце Пармы, или Чердынь-княгиня гор» (СПб.: Азбука-классика,2006) и «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» (СПб.: Азбука-классика,2006). Здесь события XV века, пермская земля, населенная множеством народов.

Особенность современного исторического романа – нередкое присутствие в нем мистики. В советском историческом романе об этом и речи быть не могло, а теперь мистика и реализм легко уживаются в нём. Например, в произведениях Алексея Иванова мистический элемент так силён, что критик Б. Кузьминский попытался отнести его романы к фэнтези. У Алексея Иванова старинный Урал предстаёт как арена столкновений двух стихий – христианской и языческой. Местные народы имеют своих шаманов, практикуют колдовство, да и русские тем же соблазняются. А в книгах Михаила Щукина встречаются персонажи – ясновидцы.

Достойны читательского внимания и романы, опубликованные в журнале «Роман-газета» последних лет.

«Пекинский узел» прозаика Олега Игнатьева («Роман-газета»,2008, №6) повествует о прибытии в Пекин  первого русского посольства. Автор живо и увлекательно показывает  Китай второй половины XIX века. Главный герой – молодой русский дипломат, 26-летний полковник Николай Павлович Игнатьев, реальная историческая личность. В загадочной стране его ожидает масса приключений и, конечно, настоящая любовь. После Академии Генштаба он столь усердно приступил к государственной службе, что его имя скоро стало известно не только в родном Отечестве, но и во всём мире. Род графов Игнатьевых из поколения в поколение служил делу укрепления России, так что эти самобытные, выдающиеся личности составили гордость страны. Автор работал над романом много лет, поскольку история человечества вообще трудно расстаётся со своими тайнами, а  история военной дипломатии – тем более. Воображение и архивные документы позволили автору приоткрыть завесу времени, выявить хитросплетения кровавых интриг, воссоздать зримые образы реально действующих лиц.

Большой роман Михаила Каратеева «Ярлык великого хана» («Роман-газета»,2008, №15, 16) – своеобразная летопись ещё одного древнего русского рода – князей Карачевских, дальних предков автора. Написан роман давно. Автор – бывший офицер Белой армии, эмигрировавший в Латинскую Америку, написавший историческую эпопею из пяти книг. Умер в 1978 году в Уругвае.

Ещё одно интересное произведение из «Роман-газеты» (2008, №5) – «Княжий крест» московского писателя Сергея Николаева.  XIV век, последние годы жизни великого князя московского и владимирского Дмитрия Донского, его борьба с Золотой Ордой и княжескими интригами той эпохи. Основная идея романа: единство, взаимопомощь могут спасать страну от ломки и потрясений.

Среди современных авторов исторических произведений хочется выделить имя Бориса Васильева, создавшего целый цикл прекрасных романов о русских князьях. Что мы, к примеру, знаем о князе, которого называют вещим Олегом? Вспоминается что-то отрывочное, знакомое ещё с детства: неразумные хазары, кудесник, конь, змея… В романе Бориса Васильева «Вещий Олег» (М.: Вагриус,2004) этого нет. А есть умный, прозорливый вождь славян, намного опередивший своё время, его друзья и враги, красивая и трагическая любовь. И ещё – тайны и интриги, битвы, походы, интересные детали жизни и быта наших далёких предков.

О дочери Олега – княгине Ольге – рассказано в следующем романе Бориса Васильева, который называется «Ольга, королева руссов» (М.: Вагриус,2004). Ольга вошла в историю как первая славянская княгиня, принявшая христианство. Родом из Выбутов на Псковщине, она сыграла выдающуюся роль в создании и упрочении Древнерусского государства, проявила недюжинные дипломатические способности по сплочению разрозненных славянских княжеств и становлению русского народа как нации. За благочестивую, подвижническую жизнь причислена Русской православной церковью к лику святых. В юности – брак с нелюбимым, в зрелые годы – яркая, как вспышка, любовь, обреченная на разлуку, и отчуждение единственного сына. Исторические персонажи, знакомые нам по учебникам,  в романе обретают плоть и кровь, говорят живыми голосами.

На ту же тему написал историческую повесть «Княгиня Ольга» и наш земляк, писатель Борис Ильин (Псков,2003). Он показал читателям, что деятельность Ольги – значительная страница в истории русской земли, чем мы, псковичи, можем гордиться.

Ещё один роман Бориса Васильева, связанный с другим выдающимся деятелем Псковщины, - «Александр Невский» (М.: Вагриус,2004). XIII век. Князья на Руси ведут бесконечные междоусобные войны, которые мешают объединению перед лицом внешнего врага. Их имена сейчас помнят только историки, а в народной памяти остался один – новгородский князь  Александр. Талантливый полководец и отважный воин, он сумел  победить шведов на Неве, разгромить войска Тевтонского ордена, считавшиеся непобедимыми до Ледового побоища. Искусный дипломат, он вёл тонкую политику в отношении Золотой Орды, что позволило Руси собраться с силами после разорительных татарских набегов.

Роман Бориса Васильева «Князь Святослав» (М.: Вагриус,2006) посвящён биографии сильного и умного правителя – Святослава, который вошёл в историю как победитель хазар. Святослав также успешно воевал с могущественной Византией и присоединил к Великому Киевскому княжеству множество земель. «Иду на Вы!» - этот боевой клич Святослава стал символом мужества в борьбе с врагами. Герой Бориса Васильева – личность подлинно трагическая, испытавшая и материнскую нелюбовь в детстве, и неизбежные интриги приближённых, и предательство друзей. Мучительные раздумья о судьбе родной земли не покидали Святослава вплоть до случайной и во многом загадочной гибели.

Более поздняя, но тоже сложная эпоха представлена в романе Сергея Алексеева «Скорбящая вдова» (М.: Олма-Пресс,2004). Скорбящей вдовой нарекли в Москве боярыню Морозову. 7 лет после смерти мужа она носила траур. Судьба послала боярыне Аввакума, ставшего ей духовным отцом, который наставлял не себя жалеть, а нищих, обездоленных. 12 лет писал Сергей Алексеев эту книгу. Какая она была, Россия времён раскола XVII века? Страшная, загадочная  и вместе с тем – вызывающая сочувствие. Автор создал образ женщины – живой, по-своему истово верующей, которая не ждёт прощения и сознательно выбирает смерть за веру.

XVIII век, правление Екатерины II, её фавориты, молодой Павел – всё это любопытно, представлено в романе Елены Съяновой «Призраки на том берегу» (М.: Олма-Пресс: Звёздный мир,2004). Призраки на том берегу – так ощущает Павел образы своих предков, лежащих под каменными плитами усыпальницы дома Романовых, что в Петропавловской крепости. Властители былых времён являются к нему, напоминая о грядущем выборе: власть или совесть, корона или любовь?

События XVIII и XIX веков показаны в большом, из двух книг, историческом романе екатеринбургского писателя Александра Кердана «Берег отдалённый». Здесь огромный территориальный размах: действие переносится то в Петербург, квартиру Пушкина на Мойке, то  на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г., то в отдалённый форт на Аляске, охраняемый русским гарнизоном, то в поселение индейцев на Аляске. Все эти большие сюжетные пласты соединяются в художественное произведение.

Авторам исторических романов очень сложно отражать период от правления Ивана III до Петра I. Реконструировать разговорную речь XVI – XVII веков невыносимо, трудно её даже адаптировать. Читателю легче представить события периода Российской империи, чем глубокую старину.

Из исторических романов, связанных с отражением недавнего ХХ века, можно выделить книгу Александра Сегеня «Господа и товарищи» (М.:Вече,2008). Она вышла в свет в серии с выразительным названием «Красное и белое». Автор серьёзно, научно обработал огромный материал о трагических днях октября 1917 г. в Москве.  В отличие от сравнительно бескровного захвата власти большевиками в Петрограде, в Москве миром обойтись не удалось. Московские офицеры и юнкера оказали ожесточённое сопротивление, в результате чего появились многочисленные жертвы.

Так в России, ещё не вышедшей из Первой мировой, начиналась Гражданская война. Эти события, щедро описанные мемуаристами и запечатлённые  в архивных документах, почему-то не привлекали внимания исторических романистов. Книга Александра Сегеня восполняет этот пробел, рассказывая в художественной форме об установлении советской власти в Москве.

До сих пор вспыхивают споры о датах начала Гражданской войны. Автор считает, что она началась сразу после Октябрьской революции, в октябре 1917 г. Чувствуется довольно негативное отношение Сегеня к «товарищам», но тем не менее он старается быть объективным. В романе – картина страшной смуты, раскола в обществе, образ Николая II, его ссылка в Тобольск. Историки, конечно, найдут пробелы и ошибки в фактической стороне романа, но все же перед нами – интересное художественное повествование, основное на документальных свидетельствах.

Конечно, Гражданская война – это не та страница нашей истории, которой следует гордиться. Но после её окончания страна, наконец, перешла к мирному строительству, к индивидуальному подъёму, постепенно превращаясь в крупную мировую державу.

Гордость и боль нашего Отечества – выстраданная Победа в другой войне, в Великой Отечественной. Всё дальше уходит от нас в историю та война. Думается, эту неисчерпаемую для художественной литературы тему можно отнести как к военной теме, так и к исторической.

Немало новых произведений о войне появилось в последнее время в альманахе «Подвиг». «Письма на плащ-палатке» военного историка и журналиста Валентина Николаева («Подвиг»,2007, №5) по жанру обозначены самим автором как эпос. Здесь широкий охват и достоверность самых разных сторон минувшей войны. Окопная правда известна писателю не понаслышке. В войну он был подростком на Смоленщине, пережил оккупацию, воевал в партизанах. Получил 4 высших образования, в том числе – военное и историческое. Конкретные факты, цифры придают его повествованию достоверность и убедительность. В эпосе Валентина Николаева чувствуется горячее восхищение подвигом героев, а заодно желание отмести модные ныне фальсификации истории.

Столь же благую цель преследует другой участник войны – Владимир Карпов. Его роман «Гроза на востоке» («Подвиг»,2006, №8) посвящён победе советских войск над Японией в сентябре 1945 г. Автор сетует, что почему-то о победе над Японией всегда писали как-то вскользь, мимоходом. Писатель восстанавливает историческую справедливость, показывая события того времени на восточном театре военных действий.

Повесть петербургского писателя-фронтовика, искусствоведа Всеволода Петрова (умер в 1978 г.) «Турдейская Манон Леско» («Новый мир», 2006, №11) рассказывает об истории любви сандружинницы Веры из санитарного эшелона и раненого из того же эшелона. Кругом – война, смерть. Повесть напечатана спустя много лет после смерти Всеволода Петрова.

Очень светлая автобиографическая повесть московского писателя Бориса Крейдермана «Война и люди» («Юность»,2005, №11) посвящена судьбе молодого курсанта Тамбовского пехотного училища, досрочно отправленного с товарищами на фронт, прошедшего  с боями до конца войны. На него, раненого, родители получили «похоронку», но он вернулся домой, женился, начал строить мирную жизнь.

Многие авторы-фронтовики по возрасту относятся к тому поколению, которое ушло на фронт со школьной скамьи. Может быть, поэтому главными героями их произведений выступают совсем юные солдаты, недавние школьники. О том поколении мальчишек, которое почти всё осталось на полях сражений, о возвышенном и романтическом мировосприятии той молодёжи рассказывает писатель-ветеран, художник Вольдемар Енишерлов (умер в 2000 г.) в повести  «Война гремела над миром» («Наш современник»,2005, №5). Лето 1942 года, жара, донецкая степь. На одном берегу реки Донец – немецкие войска, молодой лейтенант, поэт Вилли, проклинающий эту чуждую ему войну на чужой земле. На другом берегу – советская воинская часть, полевой госпиталь, весёлый рязанский парень Саша Иванов, его любовь и тоска по дому.

Во многом автобиографична повесть Анатолия Генатулина «Среди валунов» («Дружба народов»,2005, №5), где главный герой  - тоже молоденький солдат. Его батальон почти весь полёг, отвоевав высоту на каменистой местности. Оставшиеся бойцы идут по тылам, вливаясь в другие формирования. Их ждут солдатские будни и тяжёлые сражения.

В большом эпическом романе Владимира Богомолова (умер в 2003 г.) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?...» («Наш современник»,2005, №10,11,12; 2006, №1,10) – художественность переплетается с языком многих документов. Здесь события последнего месяца войны на территории Германии, фронтовая разведка, начало мирной жизни в Германии, где всё дышит недавней войной и разрухой. Владимир Богомолов – автор знаменитых произведений «Иван», «Момент истины».

Хочется назвать несколько новых книг псковских авторов о Великой Отечественной войне. Это сборник «Опалённые войной» (Псков,2005), где представлены творения как уже ушедших из жизни писателей-ветеранов, так и литераторов молодого поколения: стихи партизана и разведчика Игоря Григорьева, ветерана ВВС Юрия Фадеева, обучавшего знаменитого Алексея Маресьева заново летать после возвращения в строй, проза сельского учителя из Опочецкого района Георгия Гореловского, публицистика псковского педагога Светланы Григорьевой. Название сборника отвечает его содержанию. Его авторы – даже молодые – действительно опалены войной, иначе они не обратились бы к этой теме.

 Игорь Григорьев когда-то написал:

Ещё окаянные годы

Пошлют нас в пылающий путь…

Сегодня, когда часто ставятся под сомнение итоги Победы, в том числе – в сопредельной с Псковщиной Прибалтике – наша историческая память вновь идёт этим пылающим путём.

Ещё один сборник – «Вижу как сейчас» (Псков,2004) – поэтический. Здесь стихи разных лет из книг Н.Алексеева, Е.Изюмова, И.Виноградова, Г.Тумарева.

В последнее время чаще появляются мемуары тех, кто стал бойцом в конце войны. Не успев дослужиться до больших званий, они заканчивали войну рядовыми и сержантами, но военная документалистика не потеряла от этого своей ценности. «На грани смертного круга» (Псков,2004) – ещё одно свидетельство партизана, солдата-пехотинца, дошедшего до Германии – Михаила Федоровича Иванова. Вспоминая живые , образные, с запоминающимися эпизодами страницы войны- первое боевое задание, внезапный сон во время боя, неудачная попытка снять сапоги с убитого немца - веришь в искренность чувств автора.

В автобиографической повести Анатолия Генатулина «Среди валунов» «Дружба народов», 2005, №5) ветеран Гайнуллин размышляет, почему судьба оставила его, как и кого-то ещё, в живых. Быть может, хотя бы для того, чтобы рассказать внукам и правнукам о войне. А любая война, по мнению Льва Толстого, противна человеческой природе. Эта антивоенная направленность и есть главное, что свойственно художественной литературе о Великой Отечественной.

В русской литературе последних лет возникло такое явление, как новая военная проза – волна произведений, в основном малых, посвящённых теме Чеченских войн 1990-х годов. Афганская, Чеченские войны ушли в историю, хотя это ещё недавнее прошлое. Последние войны подвели современного человека к мысли о драгоценной необходимости мира, сориентировав его не на победу над очередным врагом, а на одоление войны как таковой. Сегодняшние авторы военной прозы максимально деидеологизируют войну, изображают хрупкость, одиночество человека перед лицом войны. Новые войны для их участников – это работа, такая профессия – выполнять для Родины боевые задания. Полноценной художественной литературы об этом ещё нет. Есть только первые ростки.

Новую военную прозу сейчас составляют в основном три имени: журналист, москвич А.Бабченко (1977 г. рождения), писатель из Нижнего Новгорода Захар Прилепин (настоящее  имя – Евгений Лавинский, 1975 г. рождения). Они участники событий, а, значит, их оценки, свидетельства вызывают у читателя максимум доверия. Это информация из первых уст. Из новой прозы о чеченских войнах можно назвать повесть Аркадия  Бабченко «Взлётка» («Новый мир»,2005, №6). Место действия - взлётное поле, пограничное место между миром живых и мёртвых. Сюда из Чечни везут раненых и убитых, отсюда – новое пополнение на передовую. Главный герой сам находится в ожидании отправки в зону боёв.

Александр  Карасёв пишет в жанре короткого рассказа. Их публикует журнал «Дружба народов» (2005, №4), «Октябрь» (2004, №12). Это не просто впечатления от пережитого, а дотошный анализ своего и чужого опыта. Сюжет сам по себе малозначим. В центре повествования – всегда интересные личности, сильные люди. Например в рассказе «Ферзь»  - капитан Фрязин, воплощающий образ лихого вояки, настоящего профессионала, выбритого и подтянутого. В рассказе «Капитан Корнеев» - другой тип командира, «в афганке навыпуск, без знаков различия», «выглядел по-домашнему, как будто находился на даче». Но все они обладают яркой индивидуальностью. Повесть Захара  Прилепина «Патология» («Север»,2004) – настоящий солдатский дневник с поражающей воображение реалистичностью и художественностью. Главный герой – Егор Ташевский – солдат с сознанием гражданского человека, никак не умеющий вписать войну в своё представление о нормальном.

Премией «Большая книга» отмечен роман Владимира Маканина «Асан» («Знамя»,2008, №8,9). Асан – имя древнего жестокого кавказского божества. Но это и имя главного героя – русского офицера, военного снабженца Жилина. Вернее, так произносят его имя местные чеченцы, сократив паспортное «Александр Сергеевич». Он распоряжается богатством, нужным и «федералам» и боевикам, и крестьянам, - бензином, топливом, керосином.. Приторговывает, строит дом для своей семьи. Делец, коммерсант – рядом с войной, смертью. Но своеобразие ситуации в том, что он как раз и является тем человеком, который наводит хоть какой-то порядок в абсурдной реальности. Жилин часто помогает людям, а сам нелепо, случайно гибнет от руки спасённого им контуженного дурачка.

Повесть Дениса Гуцко (1969 г. рожд.) «Там, при реках Вавилона» («Дружба народов»,2004, №2) посвящена другому вооружённому конфликту – межнациональным армяно-азербайджанским столкновениям накануне распада СССР. Вавилон – метафорическое название рухнувшей империи СССР. Персонажи повести – солдаты-срочники ещё Советской Армии, которых посылают патрулировать азербайджанский городок, где, как и во всей республике, начались погромы армянских домов. Тот конфликт, очень мало отражённый в литературе, тоже ушёл в историю.

Более полно в художественной литературе показана  Афганская война 1979-1989 годов. Среди новых произведений об Афгане можно назвать, например, короткие «Рассказы о мужчинах» Юрия Пожидаева («Юность»,2003, №1), повесть Олега Ермакова «Возвращение в Кандагар» («Новый мир»,2004, №2). В романе Евгения Даниленко «Дикополь» («Знамя»,2003, №11) представлена история друзей-детдомовцев, которые воюют в Афгане в составе спецназа.

В художественной литературе о недавних войнах решаются  вечные вопросы: самоощущение человека в условиях войны, чувство совести, вины, ответственности. Война предстаёт как бесцельное, безусловное зло. Борясь с этим злом, человек попадает в ситуацию «или-или», когда приходится  преодолевать личные страхи, рисковать собой, помогать другу. Художественную литературу об этих войнах создавать крайне сложно прежде всего потому, что в обществе очень расходятся мнения, оценки по поводу тех войн. Но их не вычеркнешь из истории Отечества, как бы к ним ни относились. А бойцы, отдавшие силы, здоровье, жизнь во имя исполнения воинского долга, боевого приказа, заслуживают самого высокого уважения, восхищения.

 Какие художественные исторические произведения для детей вышли в свет в последнее время?

«История России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой (М.: Эксмо,2007) – короткие, понятные детям рассказы и многих исторических личностях, нравах, обычаях разных эпох от основания Русского государства до последних лет царствования Александра I.

«Цари и императоры» Н. Орловой (М.: Белый город,2001) – увлекательная книга о жизни русских царей. Адресована детям среднего школьного возраста.

Своеобразной энциклопедией биографий и деятельности монархов, с описанием внешности, характеров каждого, можно назвать сборник «Российские государи: 862-1598 гг.» (Смоленск: Русич,2003).    

Для читателей среднего и старшего школьного возраста написана историческая повесть И. Смольникова «Петр I в Англии» (СПб.:Лицей,2003). Пребывание Петра I в Англии – малоизвестная широкому читателю страница биографии великого преобразователя России. А ведь именно там, в Лондоне, он не только завершил свои заморские «университеты», но и утвердился в решении строить у порога Европы новую столицу и морскую крепость.

Ещё одно славное имя, составившее гордость России, - великий полководец А.В. Суворов. Ему посвящена красочная книга «Ангел Суворов: жизнеописание, «Наука побеждать», изречения» (М.,2003). Помимо увлекательно написанной биографии, здесь можно познакомиться с изречениями Суворова, его перепиской с дочерью Натальей.

Российская история наполнена самыми разными событиями и именами – трагическими и радостными, спорными, неоднозначными. Как бы их ни оценивали, нам незачем отказываться от нашего богатого прошлого. Художественная историческая литература помогает нам осмыслить это прошлое.

    

                                                                      

           

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!