Книжная полка

Биомеханика, эксперименты и авангард

К 145-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда отделом литературы по искусству подготовлен обзор под названием «Биомеханика, эксперименты и авангард». Всеволод Эмильевич стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. После революции он написал программу «Театральный Октябрь» и создал новаторскую систему упражнений для актеров.

Литература, посвященная режиссерскому искусству В. Э. Мейерхольда, огромна и трудно обозрима. Четыре десятилетия его театральной деятельности оставили в русской прессе широкий шлейф бессчетных рецензий, полемических статей, теоретических рассуждений, сообщений о диспутах и спорах, вызванных его спектаклями. Мы постарались собрать на книжной выставке количество изданий, достаточное для того, чтобы приблизиться к значительной фигуре Мейерхольда и освоить его творческое наследие.

Первый блок изданий, представленных на выставке, составляют книги-воспоминания современников талантливого режиссера. Воспоминания одного из виднейших советских режиссеров Ю. А. Завадского под названием «Учителя и ученики», в которых автор рассказывает о выдающихся мастерах театра, размышляет об особенностях творческого почерка каждого из них. В числе деятелей искусства, которых Завадский по праву считает своими учителями, почетное место занимает Всеволод Мейерхольд.

«Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний» - издание 1967 года — состоит из множества мемуарных записей актеров, режиссеров, художников, которым посчастливилось работать или общаться со знаменитым новатором сцены. О.  Книппер-Чехова, С. Эйзенштейн, Ю. Олеша, Кукрыниксы, И. Эренбург — вот далеко не полный список людей искусства, вспоминающих Мейерхольда на страницах этой книги.

Автору книги «Записки ровесника века» Александру Февральскому, родившемуся на рубеже двух веков, посчастливилось стоять у истоков советской культуры, встречаться и дружить со многими замечательными людьми того времени. Он встречался с А.В. Луначарским, близко знал В.В. Маяковского, В.Э. Мейерхольда - воспоминания об этих людях и составляют содержание его книги.

В книге И. Виноградской «Жизнь и творчество К. С. Станиславского» читатель так же сможет найти множество упоминаний о Всеволоде Эмильевиче: четырехтомник содержит мемуарные заметки самого Станиславского и его корреспонденцию, в которой фигура Мейерхольда обретает обьем и обнажает новые грани.

Книга К. Рудницкого «Мейерхольд» рассказывает о творческом пути режиссера. Большое внимание в книге уделяется новаторским методам работы мастера с актерами, а также анализу работы над постановками его лучших спектаклей: «Лес», «Ревизор», «Дама с камелиями».

Анализу творчества Всеволода Эмильевича посвящено следующее издание — «Мейерхольд в русской театральной критике». Антология содержит отклики на актерское и режиссерское творчество Мейерхольда с 1892 по 1918 год, расположенные в хронологическом порядке. Из множества газетных и журнальных текстов (в петербургский период обычно около десятка развернутых отзывов на каждый спектакль) отобраны статьи, представляющие разные точки зрения на искусство режиссера. В случаях, когда спектакль вызывал многочисленные отклики, близкие по подходу рецензентов, предпочтение отдано статьям, содержащим более подробный разбор собственно режиссуры, театральных качеств постановок. Раннее творчество режиссера (с 1892 по 1907 год) представлено отзывами на наиболее важные спектакли; зрелый период отражен, по возможности подробно: рецензиями почти на все постановки в императорских театрах и на наиболее интересные эксперименты в студиях и театрах малых форм.

Учебник для институтов культуры, театральных и культурно-просветительных учебных заведений 1976 года издания под названием «Русский драматический театр» посвящен истории русского драматического искусства с глубокой древности и до Великого Октября. Развитие театра прослеживается в хронологической последовательности, с выделением наиболее значимых периодов в истории страны и театрального искусства.

 Отдельная глава учебного издания посвящена новаторским художественным методам Мейерхольда. Все, что повлияло на становление его творческого гения, его мастерский почерк, судьба и последователи, воплотившие в своей работе его начинания — все это раскрывается перед читателем на страницах этого издания.