НИКОГДА не думала о том, что стану библиотекарем. Тогда, когда осознание необходимости выбора профессии стало появляться, я представляла себе нечто романтичное. Например, профессию строителя, чтобы где-то там, вдалеке, построить свой Усть-Илимск… Или архитектора, чтобы проектировать дома, не похожие как две капли воды друг на друга.

Я  не собиралась выбирать профессию библиотекаря, потому что не знала о её существовании. Не подозревала, что это – Дело, которому надо обучаться. Но, как и у многих моих сверстников, библиотека, библиотекарь в моём детстве были. Среди первых – школьный библиотекарь Валентина Семёновна Пузыня, с которой связаны самые яркие воспоминания школьной жизни.

Ах, как это было здорово: прибежать к ней на переменке в маленькую комнату школьной библиотеки, вдохнуть дивный запах (немножко – книжной пыли, немножко – клея, бумаги, свежих журналов)! Встретить её улыбку – добрую, приветливую, располагающую к общению. Нет, конечно, она была не единственным любимым педагогом школы (мы воспринимали её как одну из большой команды учителей). Но Валентина Семёновна – это было нечто совершенно особенное, отличное. Будоражащее – и успокаивающее. Вдохновляющее – и восхищающее. Для меня были непостижимой загадкой уровень и глубина её знаний – по крайней мере, тогда мне казалось именно так.

Ну как можно было знать содержание всех книг, что чинными (а иногда и растрёпанными!) рядами стояли на полках и стеллажах библиотеки? Она никогда не ставила нам оценок (даже устно произнесённых) за наши знания и незнания. Не ругала за задержанную книгу. Не произносила ужасно противные слова: «Ты должен это обязательно прочитать» или «Стыдно об этом не знать». Валентина Семёновна знала о нас всё, поэтому с ней хотелось и было совершенно естественно всем поделиться. О двойках – у «троечников» и тройках – у «хорошистов»; о проделках на уроках русского языка и о том, кто с кем подрался; самые сокровенные тайны – о том, что «он» или «она» ну совершенно не обращает на тебя внимания!

Она всё понимала так, словно была одной из нас. Поэтому и тянуло к ней, как к магниту, успешных и не очень успешных моих одноклассников. Валентина Семёновна умела расшифровывать наши читательские «хочу». Поэтому на просьбу «дайте почитать что-нибудь про школу» мы уходили из библиотеки с книгами «про это»: о дружбе и первых отроческих увлечениях, любви и верности. Уходили с книгами, которые помогали нам понять самих себя.

Позже в моей жизни было много библиотек. Я любила строгость и торжественность читальных залов ленинградской «публички», уютность и «домашность» небольших городских библиотек. Везде меня встречали умные глаза библиотекарей, чаще всего – немногословных. Они быстро и чётко работали, помогая найти необходимые материалы. И всё-таки идеальный образ детской библиотеки ассоциировался с той атмосферой, которую создала в небольшой школьной библиотеке Валентина Семёновна.

К сожалению, память подсказывает: были встречи и с другими детскими библиотекарями. Так, однажды я стала читателем детской библиотеки при городском Доме пионеров. Здесь всё было не так, как в библиотеке нашей школы: книг – больше, а обстановка – не такая доверительная. Вероятно, при записи в библиотеку мне говорили о правилах пользования. Но детство есть детство… так случилось, что половина информации не закрепилась, не была мною усвоена. Вероятно, я больше оглядывалась в новом пространстве, чем вслушивалась в то, что мне вещали. А вокруг было ужасно интересно! Какие-то шкафы с маленькими ящиками… Интересно, их можно трогать? А книги на выставках – к ним можно подходить? В результате прослушала я самое главное: оказывается, книгу надо было вернуть не позднее какого-то там срока! А книга-то была «Гианея» Г. Мартынова – чудо! Не оторваться! Когда же я вновь пришла в библиотеку, меня встретило возмущенное: «Как ты могла?!. А ещё девочка из хорошей семьи!» До сих пор не забыть этого ужаса… Формально библиотекарь была права. Но жгучий стыд за собственную бестолковость, за то, что и родителей-то я подвела, что здесь я всегда буду значиться плохой, недисциплинированной, – всё это вместе взятое не позволило мне решиться переступить ещё раз порог этой библиотеки.

Я не собиралась становиться библиотекарем. Но было НЕЧТО, что ещё в детстве определило мою судьбу профессиональную, творческую, личную. Начиналась сеть таинственных совпадений, случайных встреч, которые вскоре оказывались далеко не случайными. Сейчас всё это просматривается, прочитывается мною так: я должна была стать библиотекарем, причём библиотекарем детским. Мне предопределено было оказаться после окончания института в старинном городе Пскове… Городе, где родился автор моих с детства любимых «Двух капитанов»… И не просто оказаться, а иметь непосредственное отношение к работе библиотеки по созданию и музея романа «Два капитана», и одноимённого клуба…

Широты и долготы, обозначенные в тексте романа, вели меня к новым встречам… встречам с мужественными людьми: моряками, лётчиками… И вместе с ними продолжалась работа по формированию у читателей библиотеки, мальчишек и девчонок – членов клуба – таких важных для человека качеств, как честь, достоинство, умение отстаивать свою позицию… И ещё – осознание, что всё ценное, важное можно сделать, только объединив усилия!

И вновь я возвращаюсь к воспоминаниям о моём первом библиотекаре. Ведь это она, умно и тонко сопровождая нас в мире книг, как камертон задавала нам такой жизненный настрой, такую позицию: быть всегда вместе! Всё делать сообща! Может быть, именно поэтому моим профессиональным кредо было и остаётся межведомственное сотрудничество специалистов всех библиотек, обслуживающих детей и юношество!

Необходимость творческой дружбы, встреч и обмена опытом работы, взаимопонимания и общих усилий для создания единого информационно-образовательного (при этом – комфортного) пространства для будущих поколений юных читателей России! Радуюсь, что газета «Библиотека в школе» является вот уже не один год такой площадкой! Что в лице редколлегии мы имеем единомышленников и что они – не единственные наши коллеги и единомышленники в профессиональной среде специалистов школьных библиотек!

(Библиотека в школе. - 2008. - №22.)

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!